double arrow

Первые выборы в бундестаг в 1949 г


Глава 36. Германия

Контрольные вопросы

Источники уголовного и гражданского права Франции в новейшее время.

Иерархия нормативно-правовых актов в Пятой республике основана на Конституции 1958 г., которая признается основным источником как уголовного, так и гражданского права. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. как конституционный закон, также является источником уголовного права (ст. 7- -10) и гражданского права (ст. 17).

Уголовный кодекс Франции 1994 г. заменил УК Наполеона 1810 г. Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. с многочисленными поправками действует поныне.

Обычай в уголовном праве не выполняет роли правового источника. Напротив, в гражданском праве он является источником права, т.к. в Кодексе Наполеона содержится прямая отсылка к обычаям (ст 1135, 1160).

· Какова продолжительность Третьей республики во Франции?

· Что такое «режим Виши»?

· Почему оказалась недолговечной Конституция 1946 г.?

· Как определить доктрину «жесткого голлизма»?

· Какой политико-правовой орган осуществляет во Франции функции конституционного надзора?

· Можно ли считать источником уголовного и гражданского права Франции в новейшее время Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.?




Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны. В 1945 г. Потсдамская конференция государств, победивших во Второй мировой войне, привела к выделению на территории Германии зон влияния – так называемых оккупационных зон. Они были сделаны с целью обеспечения контроля за выполнением Потсдамских соглашений. Предполагалось, что совместные усилия лидеров держав-победительниц (СССР, Франции, США и Великобритании) приведут к контролю за соблюдением принципов демократизации, денацификации, демилитаризации и декартелизации Германии. Однако вскоре стало понятно, что идеологические разногласия и отсутствие консенсуса в вопросах будущего государственного строительства единой Германии не приведут к поставленным целям.

В связи с этим к концу 1946 г. США и Великобритания объединили выделенные им германские зоны влияния, создав «Бизонию». На этой территории в течение нескольких последующих лет были реконструированы земли – субъекты федерации, что привело к их интеграции. Был создан Верховный суд Бизонии, а также своеобразный временный двухпалатный парламент, где Совет земель выполнял функции верхней, а Экономический совет – нижней палаты.В качестве правительства действовал Административный совет Бизонии.

Когда в 1948 г. к Бизонии присоединилась Франция со своей оккупационной зоной, это привело к образованию Тризонии. По так называемому "Плану Маршалла" на территории Тризонии была проведена денежная реформа, заменившая рейхсмарку дойчмаркой. Это окончательно разделило сферы влияния СССР и трех других держав и способствовало тому, что Западная и Восточная части Германии существовали обособленно до 3 октября 1990 г. (рис. 5).



Рис. 5.

Конституционное строительство на территории Западной Германии началось с принятия 21 сентября 1949 г. Оккупационного статута – документа, определявшего право верховной власти государств-победителей на этой территории «для сохранения демократического образа правления в Германии» (п. 3 статута). В статуте, в частности, подчеркивалось, что члены Тризонии осуществляют контроль за принятием и за последующим соблюдением Конституции; они вправе отменять законы, противоречащие Конституции, и т.д. Оккупационный статут действовал до 1955 г., когда ФРГ приобрела статус суверенного государства во всех сферах, за исключением военной политики: последняя контролировалась тремя державами вплоть до 3 октября 1990 г.

Параллельно с принятием Оккупационного статута в Германии происходила работа по составлению и принятию четвертой по счету Конституции страны. Она получила название «Основной закон», поскольку предполагалась временной (в Преамбуле говорилось о примерно 25-летнем сроке ее существования) и не распространялась на всю германскую территорию (как известно, в Восточной зоне оккупации в 1949 г. под воздействием СССР была принята просоветская Конституция).



В разработке проекта Основного закона Германии приняли участие как представители оккупационного режима, так и члены Конституционного конвента, выбранные премьер-министрами отдельных земель. Основной закон принимался Парламентским советом, 65 членов которого под председательством будущего федерального канцлера страны, Конрада Аденауэра, избирались ландтагами земель, а затем утверждались оккупационными властями. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон; 12 мая он был одобрен оккупационными властями, а уж затем последовала процедура ратификации закона квалифицированным большинством в 2/3 ландтагами одиннадцати германских земель.

С текстом конституции согласились 10 земель – все, кроме Баварии, усмотревшей в Основном законе посягательство на ее локальный суверенитет. Из-за описанного способа принятия Конституции в литературе используют выражение об «октроировании германского Основного закона оккупационным режимом». Между тем Конституция с многочисленными изменениями действует и поныне, что является лучшим подтверждением профессионализма ее составителей.

Разработка, принятие и общая характеристика Основного закона ФРГ 1949 г. Основной закон Германии в первоначальной редакции состоял из преамбулы и 172-х статей. Несмотря на «жесткий» характер документа (для внесения конституционных поправок требуется согласие 2/3 обеих палат парламента) с 1951 г. изменения в него вносились почти ежегодно. Итогом стало укрупнение Основного закона: к настоящему времени в него дополнительно включены 42 статьи, а исключены лишь 5.

Особенно крупные реформы приходились на 1954, 1956, 1968 гг. Так, в 1954 г. дополнения касались процедуры изменений Основного закона; в 1956 г. была проведена реформа, касавшаяся возможности ограничения политических прав в «состоянии обороны» (ст.87-а; 87-b). Конституционная реформа июня-ноября 1968 г. состояла в инкорпорации в Конституцию «чрезвычайного законодательства», связанного с «необходимостью предотвращения опасности свободному демократическому строю».

Основной закон Германии сохранил историко-правовую преемственность: он учел опыт конституционного строительства Веймарской республики 1919 г. Были сохранены основные конституционно-правовые институты: республиканская форма правления; кооперативный федерализм со значительной автономией земель; права человека; всеобщее избирательное право. Но в Конституцию были внесены и существенные новеллы.

Федеративная республика Германия была определена Основным законом 1949 г. как демократическое, социальное (гарантии права на труд, образование, социальное обеспечение), правовое (законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом) государство (табл. 17).

Таблица 17.

Конституция ФРГ (1949 г.)

Германия - - демократическое, федеральное государство; парламентская республика

Высший орган власти   бундестаг (федеральный парламент)

Глава правительства - - федеральный канцлер (утверждался бундестагом)

СДПГ (социал-демо­кратическая партия Германии) СвДПГ (свободная демократи­ческая партия Германии) ХДС - - (Христианско-демократический союз) блок - - ХСС (Христианско-социальный союз)

В частности, с 1949 г. установлен так называемый «режим канцлерской демократии», предполагающий, что федеральный канцлер фактически возглавляет властную структуру Германии - - в отличие от президента по предыдущей Кконституции. В 1949 г. был также введен институт конституционного надзора (в последующем германская модель федерального конституционного суда стала образцом для многих стран Европы, в т.ч. для Австрии и Италии).

В соответствии с Конституцией Главой государства является Федеральный президент. Он избирается (с правом однократного переизбрания) на 5 лет Федеральным собранием, в составе которого - - все депутаты Бундестага (662) и такое же число депутатов от ландтагов земель. Президент выполняет представительские функции, осуществляет право помилования, а также назначает федеральных судей и федеральных служащих. Приказания и распоряжения президента Германии нуждаются в контрассигнации Федерального канцлера или соответствующего министра.

Федеральный канцлер - - реальный лидер государственной элиты Германии в новейшей истории. Срок его полномочий - - 4 года - - совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание канцлера, обусловленное политической и партийной конъюнктурой (так, К.Адэнауэр был канцлером ФРГ на протяжении 14-ти лет, а Г.Коль занимал эту должность 18 лет) (табл. 18). Формально предполагаются выборы канцлера Бундестагом по предложению президента, однако их исход всегда предрешен в пользу лидера партии-победителя, сформировавшей депутатское большинство в Бундестаге. Канцлер предлагает список членов будущего Федерального правительства Германии президенту страны, а последний их назначает. Формально канцлер и его правительство ответственны перед Бундестагом, однако по Основному закону ФРГ имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что, если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то он обязан большинством голосов избрать преемника такого канцлера. Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы.

Таблица 18.