Расправившись с оппозицией и укрепившись у власти, правительство Муссолини переходит в наступление на демократию

Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их.

В 1922 г., воспользовавшись слабостью правительства и расколом рабочего движения, фашистское руководство создает комитет для захвата власти и направляет 40 тысяч своих "чернорубашечников" в поход на Рим. Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч. Но король и его приспешники приняли иное решение - - глава фашистской партии Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

Новое правительство начало с отмены указа о праве крестьян захватывать необрабатываемые земли, с реакционных перемен в рабочем законодательстве, с установления жестокого контроля над профсоюзами, с преследования демократических организаций. Фашистские боевые отряды сделались частью репрессивного правительственного аппарата. Не решаясь еще на разгон парламента, Муссолини и его клика провели закон, согласно которому автоматически получает две трети депутатских мандатов та партия, за которую проголосует одна четвертая часть избирателей.

Результаты выборов (1924 г.) подозрительно точно совпали с планами Муссолини: из 12 млн голосов 4 млн были сочтены профашистскими. Фашистская милиция - - главный виновник "победы" - - торжествовала. Но демократия не была убита. В лице социалиста Матеотти, депутата, оратора, мужественного человека, она разоблачила комедию выборов и заодно продажность и подкупность деятелей нового режима, в особенности самого Муссолини. За это фашисты убили Матеотти. Страну охватила волна негодования. Трудящиеся массы были готовы смести фашизм. Нужно было воспользоваться моментом. Но оппозиция, имевшая влияние, - - социалисты, республиканцы, "пополяри" (католическая партия) - предпочла тактически ошибочный уход из парламента, бойкот последнего.

Январским законом 1926 г. оно присваивает себе право издания декретов помимо парламента. " Чрезвычайные законы " следовали один за другим.

1. Они запретили профессиональные союзы (за исключением огосударствленных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской);

2. восстановили смертную казнь за "политические преступления"; вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную (внеусадебную) высылку;

3. коммунистическая партия была объявлена вне закона, органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).

Политический режим итальянского фашизма определился быстрее, чем сложился его государственный строй.

Известный Пьемонтский статут отменен не был, но никакого соответствия между ним и тем, что стало при фашизме, не существовало. Сохранялась монархия, но в таком жалком виде, что никто не принимал ее в расчет. Считалось, что Муссолини отвечает перед королем, так даже писалось в законах, но никто этому не верил и меньше всего король. Какие бы то ни было упоминания об ответственности дуче не рекомендовались. Прежде других в Италии определилась тенденция "вождизма", единоличной диктатуры.

Уже закон 1925 г. "О полномочиях главы правительства" делал премьер-министра неответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превращались в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.

В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно.

Закон 1926 г. "О праве исполнительной власти издавать юридические нормы" предоставил "исполнительной власти", то есть тому же главе правительства, право на издание "декретов-законов". При этом никакой грани между "законами", оставшимися компетенцией парламента, и "декретами-законами" проведено не было.

Парламент, у которого отняли привилегию издавать законы, стал ненужным Но его сохраняли для "демонстрации единства" между "народом" и правительством. "Должный" состав парламента обеспечивался "реформой политического представительства", осуществленной в 1928 г.

Выборы депутатов производились следующим образом: а) кандидаты в депутаты выдвигались в основном профсоюзами (на практике - - руководящими центрами фашистских союзов): б) так называемый большой национальный совет фашизма (штаб партии) отбирал из общего списка, представленного профсоюзами, 400 депутатов; в) избирателям предоставлялось право одобрить это назначение. Право голоса давалось мужчинам старше 21 года, если они отвечали одному из следующих требований: а) платили взносы в профессиональный союз; б) уплачивали налог в размере не менее 100 лир; в) держали ценные бумаги (государственные или банковские); г) принадлежали к церковному клиру.

Вторая тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие иные формы партийного "самоуправления". Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

Устав партии утверждался королевским декретом; официальный руководитель партии ("секретарь") назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.

Третья тенденция - - это террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини.

Помимо общей полиции существовали: "организация охраны от антифашистских преступлений" (ОВРА); "особая служба политических расследований"; "добровольная милиция национальной безопасности". Для расправы с врагами режима были созданы особые комиссии, названные "полицейскими судами". Членами этих комиссий являлись должностные лица фашистского репрессивного аппарата: начальник полиции, прокурор, начальник фашистской милиции и др. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в "политической неблагонадежности". Наиболее важные политические дела рассматривались "особым трибуналом".

Однако, никакой антинародный режим не может держаться только насилием. Отсюда проистекала потребность прикрыть тоталитарную диктатуру какой-нибудь видимостью "заботы" о трудящемся человеке. Так родилось теория " корпоративного государства ". Оно было создано законами 1926- -1934 гг. Его официальной, напоказ выставляемой целью были "примирение" между трудом и капиталом; его действительным результатом было усиление экономического и политического господства монополий.

В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находились представители фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал "сам" Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись). Но каждый раз решения принимались к неизменной выгоде предпринимателей и невыгоде для рабочих.

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом. Вместо него была создана "палата фашистских организаций и корпораций". Члены ее назначались Муссолини (1938 г.). Права палаты были определены следующим образом: сотрудничество с правительством в издании законов. Фашистское корпоративное государство служило орудием монополий. Но и монополии охотно служили интересам фашистской партийной и государственной верхушки. В руках Муссолини и его родственника Чиано находились контрольные пакеты акций известного концерна "Монтекантини" (прибыли этого химического концерна возросли с 67 млн лир в 1934 г. до 160 млн лир в 1939 г.) и многих других.

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы "возродить Римскую империю". Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки.

В осуществление этой программы, никак не соответствовавшей военной способности Италии, Муссолини удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1938 г.).В июне 1940 г. Италия - - партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту - - объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию.

Важнейшим направлением внешней политики являлись аг­рессивные устремления и активная подготовка к войне. Италия рассматривала Средиземное море как свое «внутреннее озеро». Германия уже в 1935 г. отказалась от выполнения военных ста­тей Версальского договора. За этим последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935 - - 1936), интер­венция в Испании (1936 - - 1939 гг.), расчленение Чехословакии (1938 - - 1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т.д. В апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке рас­торгла англо-германское морское соглашение и договор о не­нападении с Польшей. Тем самым были ликвидированы все препятствия для начала Второй мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: