Укрепление дворянского сословия
Правительство стремилось приостановить процесс дробления
дворянских имений, разорения дворянских родов и предприни-
мало меры для укрепления позиций дворянского сословия. Важ-
ную роль в этом сыграли закон 1832 г. и указ 1845 г.
Закон 1832 г. | Для ограничения проникновения недворян в дворян- ское сословие вводились две новые привилегирован- ные категории: 1) почетные потомственные граждане (дети личных дворян, церковнослужителей, крупные капиталисты, купцы 1-й гильдии, ученые, художники, интеллиген- ция); 2) почетные личные граждане (низшие гражданские чиновники, люди с высшим образованием, дети цер- ковных служителей без образования) |
Указ 1845 г. | Указ «О порядке приобретения дворянства» поднял планку для получения личного и потомственного дво- рянства, ранее установленную «Табелью о рангах»: по «Табели» дворянство потомственное давалось с 8-го гражданского чина, личное — с 12-го гражданского, по новому указу соответственно — с 9-го и 5-го чина |
Стремление властей контролировать общественные настрое-
ния привело к изданию в 1826 г. Нового цензурного устава,
который даже современники прозвали «чугунным». Цензорский
|
|
надзор был распространен на всю печать, закрывались журна-
лы, следовали аресты авторов. В 1837 г. была установлена па-
раллельная цензура, т. е. повторная проверка уже прошедших
первичную цензуру произведений.
Система образования также была поставлена под строгий конт-
роль государства, а круг допущенных к нему резко сокращен.
В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр о запрещении
принимать крепостных в гимназии и тем более в университеты.
Школьный устав 1828 г. разделил начальное и среднее об-
разование на три категории:
для низших сословий — одноклассные приходские училища
(чтение, письмо, счет и Закон Божий);
для средних сословий (мещан и купцов) — трехклассные
училища (плюс география, история, начала геометрии);
для дворян и чиновников — семиклассные гимназии, подго-
тавливающие к университету.
Университетский устав 1835 г. существенно ограничил ав-
тономию университетов: университетский совет мог избирать
ректора, но утверждал его министр, уничтожался университет-
ский суд, разрешавший ранее внутренние вопросы, был введен
строгий полицейский надзор за студентами. Университеты по-
пали в зависимость от попечителя учебного округа, в части ок-
ругов управление ими передано генерал-губернатору.
Однако экономическое развитие требовало подготовки об-
разованных кадров в различных областях хозяйственной дея-
тельности. В связи с этим был учрежден ряд новых заведений
профессионального образования: Технологический институт,
Архитектурный, училище гражданских инженеров, земледельче-
ский институт и т. д.