Линейная словесно-слоговая надпись. Найдена в окрестностях Персеполя
Господствующее место в идеологической жизни эламитов занимала религия. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали матерью богов. Ее культ свидетельствует о
сохранении значительных матриархальных пережитков в жизни эламского общества. Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. В упомянутом договоре между эламским царем Хитой и аккадским царем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Большое значение имел не только общегосударственный пантеон, но и местные боги, покровители городов и областей. Судя по изображениям на печатях, культовые действия
совершали нагие жрецы. В сценах религиозных церемоний участвовали музыканты, которые, по-видимому,
были также жрецами. Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах.
Еще в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное
искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей. На каменных сосудах также с большой
выразительностью воспроизведены различные виды животных. Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных
работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени.
Во второй половине III—II тысячелетии до н. э. большое влияние на эламское искусство оказало шумерское и вавилонское изобразительное искусство. Статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии, хотя и отличаются некоторым примитивизмом. Шедевр эламского искусства — бронзовая статуя царицы Напирасу.
Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII—XII вв. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городе Дур-Унташ недалеко от Суз в XIII в. до н. э. У входа в зиккурат стояли изображения львов, быков,
грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат имел 4 этажа, общая высота которых
составляла 42 м. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 м. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.
Хотя после захвата персами Элам ли-