double arrow

Золотая статуэтка жертводателя из Суз. XIII—XII вв. до н.э


Линейная словесно-слоговая надпись. Найдена в окрестностях Персеполя

 
и религиозные тексты. Однако линейное письмо в большинстве областей Элама недолго находилось в употреблении, и основные тексты, зафиксированные им, относятся к XXIII в. до н. э. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью. В первой половине II тысячелетия до н. э. для составления хозяйственных и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но со второй половины II тысячелетия до н. э. появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью, заимствованной из Месопотамии, эламиты пользовались до V в. до н. э., после чего они перешли на арамейское письмо.

Господствующее место в идеологической жизни эламитов занимала религия. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали матерью богов. Ее культ свидетельствует о

сохранении значительных матриархальных пережитков в жизни эламского общества. Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. В упомянутом договоре между эламским царем Хитой и аккадским царем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Большое значение имел не только общегосударственный пантеон, но и местные боги, покровители городов и областей. Судя по изображениям на печатях, культовые действия





совершали нагие жрецы. В сценах религиозных церемоний участвовали музыканты, которые, по-видимому,

были также жрецами. Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах.

Еще в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное


искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей. На каменных сосудах также с большой

выразительностью воспроизведены различные виды животных. Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных

работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени.

Во второй половине III—II тысячелетии до н. э. большое влияние на эламское искусство оказало шумерское и вавилонское изобразительное искусство. Статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии, хотя и отличаются некоторым примитивизмом. Шедевр эламского искусства — бронзовая статуя царицы Напирасу.

Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII—XII вв. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городе Дур-Унташ недалеко от Суз в XIII в. до н. э. У входа в зиккурат стояли изображения львов, быков,

грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат имел 4 этажа, общая высота которых

составляла 42 м. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 м. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.

Хотя после захвата персами Элам ли-







Сейчас читают про: