double arrow

Расселение ираноязычных племен


Глава 24. МИДИЙСКОЕ ЦАРСТВО В VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.

В. до н.э.

Зиккурат в городе Дур-Унташ, построенный эламским царем Унташ-Напиришой. XIII

 
шился своей независимости, его культурные достижения оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов.


Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны, охватывавшая районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией, позднее, в античной историографии, получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В III—II тысячелетиях до н. э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы, как уже было сказано, говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.

В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы,

откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Они вторглись в Иран во второй половине II тысячелетии до н. э. и постепенно распространились по всей террито- рии в первой трети I тысячелетия до н. э. Это проникновение, однако, не носило характера завоевания, повсеместно шло смешение пришельцев с местным населением, которое в результате продолжительного об- щения с пришельцами постепенно становилось ираноязычным. Во многих районах страны в IX—VIII вв. до н. э. старое, неираноязычное население все еще оставалось преобладающим. Однако начиная со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения во многих




областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии. С этими процессами — расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения — связано широкое распространение могил вооруженных всадников. О занятии иранских племен коневодством свидетельствуют, в частности, указание клинописных

текстов о регулярной уплате этими племенами дани лошадьми ассирийским царям, а также тот факт, что еще в

VIII в. до н. э. вавилоняне заимствовали иранский термин для названия люцерны, переводимый как «лошадиная еда». Находки богатых могил, в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей, стоящих во главе воинственных конных дружин.







Сейчас читают про: