Политическая интеграция восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII— XV вв. до н. э

Строя.

Древние земледельцы Малой Азии и разложение первобытнообщинного

В VIII—VII тысячелетиях до н. э. в Малой

Азии появляется целый ряд поселений, жители которых обитали в глинобитных домах и занимались охотой и земледелием. Переход к земледелию и скотоводству послужил основой значительного хозяйственного и культурного развития. Особенно ярко это видно на примере культуры Чатал-Хююка, датируемой VII — началом VI тысячелетия до н. э. и являвшейся для этого времени одной из наиболее высокоразвитых на всем Древнем Востоке. Племена, составившие эту культуру, широко освоили плодородную долину Коньи, где известно более двух десятков небольших поселений, своеобразной «столицей» которых было поселение Чатал-Хююк, занимавшее площадь около 12 га. Жители его возделывали около 14 видов растений, среди них несколько сортов пшеницы, ячмень и горох, разводили домашних животных — коз и овец. Важным техноло­гическим достижением было начало плавки металла: из меди и свинца изготовлялись различные мелкие предметы — бусы, пронизки и шилья. Но основная масса орудий труда, в том числе все орудия, связанные с земледелием, еще были каменными.

Жилищами служили прочные глинобитные дома, широкое распространение получают различные украшения, в первую очередь бусы. В женских погребениях найдены целые «косметические наборы»: охра, смешанная с жиром, хранящаяся в крупных раковинах, зеркала из обсидиана и др. Рядом с жилыми домами располагались небольшие святилища, стены которых были богато украшены глиняной скульптурой и росписями. Особой популярностью пользовался культ быка и образ богини-матери, покровительницы плодородия, излюбленного божества всех древних земледельцев.

Развитие земледельческо-скотоводческих общин продолжалось в V—IV тысячелетиях до н. э., но их культура уже менее ярка и выразительна по сравнению с Чатал-Хююком. Как правило, они обитали в не­больших поселках площадью в 0,5—5 га, из числа которых сравнительно хорошо изучены Хаджилар в Юго-Западной Анатолии и Мерсин.

Металлические изделия в это время встречаются все чаще, одновременно сокращается число каменных орудий. В Мерсине найдены медные тесла и топоры, в другом поселке обнаружен клад медных вещей и среди них одно серебряное кольцо. Глиня-


ная посуда украшалась нарядными красочными узорами. Все это свидетельствует о постепенной специализации металлургов и гончаров, которых можно рассматривать как общинных ремесленников.

Природные условия полуострова способствовали определенной культурной и этнической разобщенности. Недаром археологи насчитывают в Малой Азии до 10 одновременно существовавших культур.

Отмечаются для этого времени культурные связи с Месопотамией, особенно заметные на юго-востоке, где встречается привозная керамика халафского типа, явно попавшая сюда из северомесопотамских центров. Позднее здесь же ощущается сильное влияние верхнемесопотамского варианта культуры Убейд, основной центр которой находился в Южном Двуречье.' Дождевое и ручьевое земледелие Малой Азии во многом уступало ирригационному полеводству Месопотамии и Египта. Оно на первых порах обеспечивало стабильное пропитание раннеземледельческим общинам, создавало условия для быстрого роста прибавочного продукта. Но после первого скачка в развитии, вызванного переходом к земледелию и скотоводству и нашедшего яркое отражение в культуре Чатал-Хююка, раннеземледельческие общины Малой Азии развиваются более замедленными темпами и вскоре начинают испытывать влияние со стороны более передовых центров.

Решающие изменения происходят в бурное III тысячелетие до н. э., насыщенное этническими передвижениями. В Малой Азии вырастают укрепленные центры — протогорода. К их числу относятся древнейшая Троя, Полиохни и др. Площадь их была всего 1—2 га, но они становятся центрами ремесла и торговли, накопления богатств, что особенно заметно по находкам кладов золотых сосудов и украшений. Яр­ким примером развития торговых связей является Троя, где при раскопках были найдены прибалтийский янтарь и лазурит, добывающийся на севере современного Афганистана. В погребении в Дораке обнаружена деревянная шкатулка египетского производства. Есть основания полагать, что руда из Малой Азии регулярно экспортировалась в Сирию и Месопотамию.

Обработка металлов процветает и в самой Малой Азии. Местные кузнецы и ювелиры создают произведения, не уступающие лучшим образцам той эпохи. Широко применяются литье по восковой модели и филигрань по золоту. Процветающей отраслью становится ювелирное ремесло, блестящим произведением которого являются золотые подвески, найденные при раскопках Трои. Прочно входит в употребление бронза. Специализированным производством становится изготовление оружия — кинжалов, мечей и боевых топоров. Как средство защиты получают распространение шлемы.

Развитие оружейного дела и фортификации свидетельствует о бурном характере эпохи. Можно сказать, что это было время воинственных горожан. Племенные вожди, торговцы и ремесленники укрывались за высокими стенами городков, охранявшими накапливаемые сокровища. Все заметнее проявляются черты имущественного неравенства и обособления племенной знати. Об этом свидетельствуют могилы знати, открытые в Дораке и Аладжа-Хюкже (третья четверть III тысячелетия до н. э.). Возможно, они принадлежат «курганным» индоевро­пейцам, утвердившимся после очередной миграции в среде местных хаттов. Пышный ритуал и богатые заупокойные дары подчеркивают резкие грани социальной дифференциации. В Аладжа-Хююке усопшие покоились на деревянном балдахине с серебряными и золотыми обкладками. Среди многочисленных золотых сосудов и украшений выделяется церемониальное оружие — золотые булавы и кинжалы с лезвием из железа и золотой рукоятью.

Третья четверть III тысячелетия стала для Анатолии временем интенсивного государствообразования. Позднейшие источники сообщают о целом ряде номовых государств, в основном, по-видимому, хаттских (Хатти, Каниш, Бурусханда, Хахха и др.), существовавших на востоке Малой Азии в XXIV—XXIII вв. до н. э. Некоторые из них в XXIII в. до н. э. вошли в орбиту политического влияния державы Аккада.



Глава 16. Хеттское царство

В начале II тысячелетия до н. э., с расселением «хетто»-палайцев, на востоке Малой Азии складывается более пестрая, чем прежде, система номовых государств. В некоторых из них — Цалпе, Канише (Несе) и выделившемся затем из состава последнего Куссаре — доминировала группа пришельцев, именовавшая себя «неситской» (по занятому ею Канишу-Несе). Это и были «хетты» в современном словоупотреблении.

В дальнейшем развитии обществ Восточной Малой Азии важную роль сыграли существовавшие там в XX— XVIII вв. до н. э. торговые колонии ассирийцев (выходцев из Ашшура), а также амореев и хурритов бассейна Евфрата. Центральное место среди них занимала международная торговая колония в Канише (совр. Кюль-тепе), контролировавшая целую сеть факторий. Все эти колонии, организованные по общинному принципу, размещались на территории различных номовых государств и подчинялись их правителям, но пользовались полным самоуправлением во всех внутренних делах. Через их систему шла международная торговля, полюсами которой были Ашшур с одной стороны и бассейн Галиса и оз. Туз — с другой, а предметами — прежде всего металлы и высококачественные ткани. С помощью ассирийски-аморейских купцов местная знать получала предметы роскоши, приобщалась к образу жизни более цивилизованной Месопотамии. Само существова­ние колоний способствовало втягиванию населения Малой Азии в международную торговлю, развитию местного производства (особенно металлургии), интеграции и ускоренному формированию классовых отно­шений. Учащаются военные столкновения номовых государств. В этих условиях в первой половине XVIII в. до н. э. происходит объединение большей части Восточной Малой Азии царями Куссара — Питханой и Аниттой. Первый из них занял Несу, крупнейший центр «хеттов», второй перенес туда столицу, подчинил Цальпу и захватил после ожесточенной борьбы с хаттскими племенами их столицу Хаттусу. Правитель Бурусханды сам изъявил покорность Анитте, передав ему свои сокровища — трон и скипетр из метеоритного железа. Таким образом, Анитта, власть которого простиралась от Черного моря до бассейна оз. Туз, стал подлинным основателем обширного государства, известного нам как «Хеттское» царство, и в этом качестве его почитали позднейшие хеттские цари.

В так называемой Древнехеттский период (XVIII—XVI вв. до н. э.) в хеттском государстве еще оставались сильны традиции родового строя. Хеттские цари правили, опираясь на народное ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составлявших в то же время войсковое народное собрание — панкус. Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет «тулия» (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дружины), служивший главным оплотом могущественной родовой аристократии. Важное место в



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: