Древний Восток. Тутанхамона эпохи памятники

Тутанхамона эпохи памятники




 
 



форму человеческого тела. В последнем находилась мумия фараона с золотой маской на лице. На крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности Тутанхамона) был установлен скуль­птурный портрет фараона из белого алебастра с росписью. Кроме предметов, найденных в гробни­це, к числу Т. э. п. причисляются многие изделия и произведения живописи и скульптуры, имеющие сходные стилевые черты.

Тутанхамон, муж младшей дочери легендарного фараона-реформатора Эхнатона, стал правите­лем, при котором был восстановлен традиционный культ Амона, временно оттесненный культом сол­нечного единого божества Атона. Тем не менее в культуре периода Тутанхамона сохраняются и развиваются традиции амарнского периода. В чис­ле немногих сохранившихся памятников монумен­тального искусства этой эпохи — колоссы заупо­койного храма Тутанхамона и статуи в Карнаке, выполненные целиком в манере амарнских масте­ров. Стилистически они близки памятникам мас­терской Тутмеса, автора знаменитых скульптур­ных портретов Нефертити. К этому же кругу относится статуя бога Хонсу и две статуи царской четы из храма Амона в Карнаке.

Но в основном искусство времени Тутанхамона представлено памятниками его гробницы. Это скульптурные и рельефные изображения богинь и богов, сопровождавших погребальный обряд, а также многочисленные портретные изображения фараона. Ряд из них имеет чисто канонический ха­рактер (золотая маска Тутанхамона, статуи «ка»); другие отличаются более свободной трактовкой традиционных сюжетов (фараон в священной ла­дье, изображения Тутанхамона и царицы на спин­ке парадного трона; сцены охоты в росписях ларца). Вторая группа изображений выполнена в манере, сочетающей повествовательность и обобщенность с мягким лиризмом и даже интимностью. Именно в этих работах — в изображении тела, естествен­ных позах и гибких линиях силуэтов — ощущается воздействие амарнских традиций. Наряду с новыми выразительными приемами широко используются принципы ритуальной декоративности. Условность достигается с помощью материала: золотая маска с инкрустациями или золоченые статуэтки пред­почтительнее для создателей Т. э. п., нежели столь любимые амарнскими художниками известняк и песчаник, имитирующие естественный цвет челове­ческого тела.

Золотой цвет ассоциировался с солнцем и бессмер­тием так же, как черный цвет статуй «ка» связывал­ся с представлением о посмертном возрождении в вечной жизни. Т. э. п. могут считаться в равной


Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Середина XIV в. до н. э.

Третий саркофаг Тутанхамона. Деталь. Середина XIV в. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: