Тутанхамона эпохи памятники
форму человеческого тела. В последнем находилась мумия фараона с золотой маской на лице. На крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности Тутанхамона) был установлен скульптурный портрет фараона из белого алебастра с росписью. Кроме предметов, найденных в гробнице, к числу Т. э. п. причисляются многие изделия и произведения живописи и скульптуры, имеющие сходные стилевые черты.
Тутанхамон, муж младшей дочери легендарного фараона-реформатора Эхнатона, стал правителем, при котором был восстановлен традиционный культ Амона, временно оттесненный культом солнечного единого божества Атона. Тем не менее в культуре периода Тутанхамона сохраняются и развиваются традиции амарнского периода. В числе немногих сохранившихся памятников монументального искусства этой эпохи — колоссы заупокойного храма Тутанхамона и статуи в Карнаке, выполненные целиком в манере амарнских мастеров. Стилистически они близки памятникам мастерской Тутмеса, автора знаменитых скульптурных портретов Нефертити. К этому же кругу относится статуя бога Хонсу и две статуи царской четы из храма Амона в Карнаке.
|
|
Но в основном искусство времени Тутанхамона представлено памятниками его гробницы. Это скульптурные и рельефные изображения богинь и богов, сопровождавших погребальный обряд, а также многочисленные портретные изображения фараона. Ряд из них имеет чисто канонический характер (золотая маска Тутанхамона, статуи «ка»); другие отличаются более свободной трактовкой традиционных сюжетов (фараон в священной ладье, изображения Тутанхамона и царицы на спинке парадного трона; сцены охоты в росписях ларца). Вторая группа изображений выполнена в манере, сочетающей повествовательность и обобщенность с мягким лиризмом и даже интимностью. Именно в этих работах — в изображении тела, естественных позах и гибких линиях силуэтов — ощущается воздействие амарнских традиций. Наряду с новыми выразительными приемами широко используются принципы ритуальной декоративности. Условность достигается с помощью материала: золотая маска с инкрустациями или золоченые статуэтки предпочтительнее для создателей Т. э. п., нежели столь любимые амарнскими художниками известняк и песчаник, имитирующие естественный цвет человеческого тела.
Золотой цвет ассоциировался с солнцем и бессмертием так же, как черный цвет статуй «ка» связывался с представлением о посмертном возрождении в вечной жизни. Т. э. п. могут считаться в равной
Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Середина XIV в. до н. э.
Третий саркофаг Тутанхамона. Деталь. Середина XIV в. до н. э.