Древний Восток. Скульптура древнеегипетская

Скульптура древнеегипетская




круглым кусочком хрусталя. Этап «отверзания» глаз при изготовлении статуи фараона обставлялся ритуальными церемониями (ибо вставить глаза оз­начало оживить изображение).

В период Среднего царства в искусстве скульп­туры возникает большая свобода и стремление к передаче конкретной человеческой индивидуаль­ности. В изображениях фараонов постоянно под­черкивается волевой, властный дух и твердость характера. В скульптурах находит отражение био­графия и возраст персонажа: правители периоди­чески изображаются в течение всей жизни. Создает­ся галерея образов: от царей-младенцев и воинов в расцвете сил до стариков. Образцом такого скульп­турного жизнеописания являются изображения фа­раона Аменемхета III. Одним из лучших портретов эпохи Среднего царства считается также скульпту­ра Сенусерта III, выполненная из гранита. Своеоб­разное сочетание каноничности и творческой сво­боды проявляется в изображениях частных лиц: таковы семейные портреты, статуэтки работаю­щих людей (ушебти). Немалыми художественными достоинствами обладают и скульптуры вспомога­тельного назначения: маски и головы, служившие юразцами для мастеров при изготовлении мону­ментальных статуй.

Скульптура Нового царства развивается по двум основным направлениям. Первое связано с поиском принципиально нового подхода к портрету. Этот


подход был найден мастерами Амарны. Поскольку в религии фараона-еретика Эхнатона всемогущим и главным считался только Атон-солнце, то было достаточно его изображения, чтобы указать на бо­жественность правителя, сам же портрет, в резь­бе или круглой скульптуре, становился попыткой достоверной и бережной передачи индивидуальных черт. Вторая группа памятников связана с сохране­нием традиционной нормативной статуи, с воссоз­данием канона во всей его строгости. Эта тенден­ция отличает искусство послеамарнской эпохи. Первые признаки нового, индивидуализированного подхода к скульптурному портрету появляются еще во время правления царицы Хатшепсут, чьи изображения виртуозно передают привлекатель­ную внешность молодой женщины. Признание само­стоятельной ценности красоты становится одним из главных эстетических завоеваний Нового царства. Скульпторы вновь обращаются к материалам, по­зволяющим делать тонкую обработку поверхности, детализированную роспись изображений. Возвраща­ются в обиход дерево, известняк, легко поддающие­ся обработке и впитывающие краски. Изображение слегка стилизуется — уже в соответствии не толь­ко с каноном, но и с новым идеалом красоты: эле­гантной пластичностью позы, удлиненным и строй­ным силуэтом, мягкостью черт и выражения лица. При Эхнатоне к этому идеалу добавляется крите-







Голова Сенусерта. Ок. 1887-1850 г. до н. э.


Голова Тутанхамона на лотосе. 1358-1350 гг. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: