double arrow

Антаблемент

Амфора

Щ^Ьь

I

Н^',!"'*"*'

I ■■'



Коринфский алабастр из Танагры. Конец VII в. до н. э.


Травля зверей (бестиарии) в римском Колизее. Реконструкция



АЛТАРЬ МИРА АВГУСТА (лат. Ага Рааз Аи§из1;ае), мемориальное сооружение, возведен­ное на Марсовом поле в Риме. А. м. А. окружен сте­ной, на внешней стороне которой, над фризом с орнаментом в виде вьющихся растений, располо­жены рельефные изображения на мифологические темы (рельеф Теллуры), а также изображение процессии, направляющейся на закладку фунда­мента А. м. А. Внутренняя сторона украшена фри­зом из гирлянд. Решение о строительстве А. м. А. было принято сенатом в XIII в. до н. э. после побе­доносного возвращения императора Августа из Галлии и Испании.

АМФИТЕАТР (от греч. атрЫШеатгоп), в Древ­нем Риме монументальное сооружение для гран­диозных по масштабам публичных зрелищ — боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых теат­рализованных представлений. А. — обширная, эл-


липсовидная в плане постройка с ареной посереди­не. Вокруг арены повышающимися уступами распо­лагались места для зрителей. Конструктивную осно­ву А. составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие своеобразным фойе, а также лестни­цы, ведшие на верхние ярусы. Под ареной разме­щались клетки для зверей, сценические машины и помещения для гладиаторов. Здесь же находился сполиарий — наглухо закрывающееся помещение для трупов. От центральной галереи-туннеля под ареной, идущей по продольной оси А., разветвля­лись боковые проходы. В центре, напротив входа, обычно располагалась почетная ложа, которая в высоту могла занимать до двух ярусов. Для безо­пасности арена отделялась от зрителей стеной вы­сотой 1-2 м, иногда покрытой росписями.

Верхние ряды были бесплатными; женщинам после соответствующего указа императора Авгус-



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




та разрешалось сидеть только в маленьких ложах, расположенных над верхним ярусом. Для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от дождя над трибунами натягивался тент, о чем специаль­но сообщалось в афишах такого рода: «20 пар гла­диаторов Лукреция Сатрия, непременного флами-на Нерона, сына императора, и 10 пар гладиато­ров его сына, Лукреция Валента, будут биться в Помпеях с 6-го по 3-й день до апрельских ид; большая звериная травля, тент. Писал Эмилий Це-лер, один, при лунном свете».

До настоящего времени сохранились А. в Помпе­ях, Вероне и других городах римских провинций. Наиболее внушительным из сохранившихся памят­ников является римский Колизей (А. Флавиев). Осо­бенно много А. строилось в городах римской Афри­ки (их сохранилось тридцать шесть), поскольку римское население там составляли главным обра­зом войска, воспитанные на зрелищах гладиаторс­ких боев. Больше всего А. сохранилось в провинциях Проконсульская Африка и Нумидия; А. в г. Сабрате по площади равнялся двум третям Колизея.

Наружная сторона А. обычно украшалась мощ­ными аркадами и колоннами или полуколоннами, не нарушающими простоты и строгости архитек­турного облика здания. В аркадах второго и третье­го ярусов размещались статуи; в Колизее верхний ярус был убран золочеными щитами.

Необычен А. в Помпеях: его конструкция сильно отличается от А. более позднего времени, в том числе Колизея. Сооружение, вмещающее 20 тысяч зрителей, кажется невысоким, но со зрительских мест видно, что его арена находится на дне огром­ной выкопанной в земле овальной чаши. На надзем­ные сводчатые конструкции опираются только два последних ряда. Зрители проходили в первые ряды по подземным сводчатым коридорам, причем под­земные помещения были перегорожены на два изолированных рукава — северный и южный — для того, чтобы зрители не переходили из одной половины в другую. Архитектурный облик А., как и многих других монументальных сооружений, был связан с задачей восславления доблести и величия империи и ее правителей.

АМФОРА (лат. атрпога, от греч. атрпогеш), глиняный (реже металлический) сосуд овальной формы, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками. А. служили для хранения и транс­портировки вина, масла, круп. А. использовались также как урны при захоронении и голосовании. Иногда А. являлись пиршественными вазами. Спе­циально изготовленные А. служили наградой на Панафинейских играх: они нарядно расписыва-


Чернофигурная амфора победителя Панафиней, со сценой состязаний. Ок. 500 г. до н. э.

Краснофигурная амфора с изображением Диониса и менад. Ок. 500 г. до н. э.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: