Древний Восток. Стела Эанантума («стела коршунов»)

Элама культура




Стела Эанантума («Стела коршунов»). Середина III тыс. до н. э.

памятников имеются истинные шедевры лакониз­ма и выразительности. Такова знаменитая алебаст-ровая голова богини из Урука. Инкрустация глаз л головной убор ее утрачены, но сохранившееся изображение являет собой классический образец вдохновенно воспринятого канона шумерского ис­кусства.

Среди памятников храмовой скульптуры обычно зыделяют две основные группы: северная отлича­ется более вытянутыми пропорциями и тщатель­ной обработкой (каменная статуэтка бога Аб-У); для южной характерны массивность и сохранение исходной фактуры материала (статуя Курлиля; статуя сановника Эбих-иля). Все эти фигуры стави­лись в храмах в качестве заступников; на спинах статуй высекались их имена.

Изображения на традиционных рельефах-стелах периода Ш. к. плоскостны, носят статичный харак­тер: голова и ноги персонажей обычно изобража­ются в профиль, глаза и плечи — анфас; фигуры божеств и царей обязательно выделены размером. Многочисленные стелы служили не только укра­шениями и памятниками, но и своего рода пласти­ческими летописями (триумфальная «Стела кор­шунов», посвященная победе правителя Лагаша над городом Уммой и отмеченная чертами повество-вательности). О совершенстве владения обработкой металлов свидетельствуют золотые предметы из царских гробниц Ура (см. Ура памятники); развитая орнаментальность присуща резным печатям. Декор храмов и дворцов Ш. к. напоминает прославленный «Штандарт из Ура».


Особенную выразительность Ш. к. обретает в ис­кусстве периода Аккада, в эпоху, когда полностью сформировалось идеальное представление шуме­ров о герое и возник эпос о Гильгамеше. Традиции шумеро-аккадской пластики нашли отражение и в последующих периодах искусства Двуречья, воз­действовали на культуру Вавилонии и других крупных цивилизаций Азии и Ближнего Востока.

Литература:

Крамер С. Я. История начинается в Шумере. М., 1965.

ЭЛАМА КУЛЬТУРА, самобытная древняя куль­тура, сложившаяся на территории государства Элам (совр. Хузистан в Иране), соседнего с Двуре­чьем. В ранний период (У1~У тыс. до н. э.) памятни­ки Э. к. обнаруживают черты сходства с образцами халафской культуры Двуречья. Начиная с IV тыс. до н. э. и весь последующий период своего разви­тия Э. к. не только находится в непосредственном контакте с месопотамским искусством, но и сама в некоторых отношениях влияет на него.

Расцвет раннеэламской культуры отражен в па­мятниках т. н. комплекса Сузы А (первая половина IV — начало III тыс. до н. э.). Они в значительной степени превосходят художественные достижения Двуречья этой эпохи, в первую очередь в области керамики и глиптики.

Керамические изделия из Суз выполнены специ­ально для погребений (т. к. стенки сосудов пропуска­ют воду), без применения гончарного круга. Это хо­рошо лощеные сосуды, расписанные по светлому фону черным, коричневым или лиловым узором.


Сосуды из Суз. Конец IV тыс. до н. э.

Орнамент на этих изделиях, характерно геомет-ричный, декоративен и свидетельствует о тонком чувстве формы. Треугольники, полосы, ромбы, стилизованные пальмовые ветви и колосья под-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: