Северного Причерноморья искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА








Золотая серьга. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.


Электровый сосуд. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.



В III в. до н. э. экономические и культурные связи с Грецией были ослаблены; в ходе борьбы со степ­ными племенами скифов и сарматов некоторые го­рода Боспора утратили самостоятельность. После подавления сопротивления степных завоевателей владыкой и царем Боспора и всех городов Северно­го Причерноморья стал Митридат VI Евпатор. Годы последующего соперничества за престол Боспор-ско-го царства были осложнены вмешательством Рима, в результате чего к I в. до н. э. города Северного Причерноморья пришли в значительный упадок.

Во вторзй половине I в. до н. э. Ольвия и Херсо-нес попеременно подчинялись то Боспорскому го­сударству, то скифам или римским императорам. С первых веков н. э. в культурной жизни Северного Причерноморья все большую роль играют негре­ческие (сарматские) влияния. В результате наше­ствия готов в середине III в. н. а Ольвия была пол­ностью разрушена; Херсонес в это же время стал частью Римской империи. Упадок и разрушение античных городов Северного Причерноморья и их культуры окончательно довершили завоеватель­ные походы гуннов.

С. П. и. присущи все основные черты, характер­ные для художественной культуры античного мира. Города имели регулярную застройку, в об­щественных и культовых зданиях применялся ор1


дер (см Ордера греческие), широко распростра­нился тип жилого дома с перистилем. Из Греции в античные города Северного Причерноморья вво­зились различные художественные изделия. В то же время искусство, создававшееся здесь, отмече­но чертами своеобразия. В нем нашли отражение жизнь и религиозные верования северочерномор­ских народов — скифов, синдов, меотов и др. Осо­бенной известностью пользуются изделия причер­номорских торевтов и ювелиров. Художественные особенности скифского стиля ярко проявляются в знаменитых фигурах пантеры и оленя, относя­щихся к VI к до е а

Обе пластины предназначались для украшения щитов. Со временем скифский «звериный» стиль утратил реалистические черты, приобретя условную стилизованность и схематизм

Своеобразие боспорских ювелирных изделий заключается в сочетании классических греческих традиций со стилевыми чертами скифского и сарматского искусства (фигурки зверей как по­стоянный мотив; сценки из жизни кочевников на че­канных узорах). Так, на знаменитом золотом гребне из кургана Солоха (IV в. до н. э.) с рельефом, изобража­ющим скифских воинов, виртуозность исполне­ния сочетается с динамикой и драматизмом ком­позиции. Все фигуры воинов и многие мелкие детали вычеканены отдельно, а затем спаяны.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: