ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
сия — является шедевром поздней архаики. На внутренней поверхности чаши изображен Ахилл, перевязывающий раненого Патрокла.
СТИЛЬ КАМАРЕС, знаменитый тип керамических изделий среднеминойского периода (XIX-XVIII вв. до н. э., см. Минойская керамика). Наименован по месту, где были сделаны первые находки (грот около Камареса в центре острова Крит). Представляют собой вазы с очень тонкими стенками, расписанные по черному фону главным образом белой, красной и оранжевой красками. Вазы С. К. — наиболее совершенный образец минойского искусства керамики.
СТРОГИЙ СТИЛЬ, фаза развития греческого искусства с 500 по 450 г. до н. э., входящая в хронологически более крупный период ранней классики. В вазописи черты С. с. проявились уже в последней четверти VI в. до н. э. и были представлены ясностью и монументальным характером композиции, попытками мастеров передать трехмерность фигур. Скульптуре С. с. присуща подчеркнутая объемность построений и преодоление орнаментальности архаической манеры. Ионические традиции в изобразительном искусстве, еще заметные в период поздней архаики (первая четверть V в. до н. э.), стали
активно вытесняться. Ранняя классика (вторая четверть столетия) постепенно уступает место зрелому классическому стилю (один из последних памятников С. с. — метопы храма Зевса в Олимпии, 468-456 гг. до н. э.). В С. с. искусство полисов впервые достигает апогея и продолжается в период высокой классики.
ТАНАГРСКАЯ СКУЛЬПТУРА, знаменитые памятники позднеклассической мелкой пластики, происходящие из мастерских скульпторов г. Танагры в Беотии, области в Средней Греции. Первые образцы Т. с. относятся к микенской эпохе (Ш-П тыс. до н. э.). В VIII—VII вв. до н. э. Беотия выступала в Пелопоннесской войне на стороне Спарты против Афин. Некоторые сохранившиеся фигурки из Танагры, относящиеся к VII-VI вв. до н. э., т. е. к эпохе гомеровской Греции, воспроизводят формы геометрического стиля. По таким статуэткам можно составить некоторое представление о том, как выглядели древнейшие культовые статуи-идолы (ксоаны).
В эпоху поздней классики и эллинизма тяга к изображению частной жизни человека, к поэтической интерпретации жанрово-бытовых мотивов обусловила расцвет мелкой пластики, характерным примером которой является Т. с. Аттика и Бе-
Кувшин стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 г. до н. э.
Пифос стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 г. до н. э.