СМИ Польши

Конгломерация

Демассолизация (демассофикация)

Современные масс-медиа, технически и экономически способные охватить огромное число людей к этому совсем не стремятся. Они нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории.

Радио демассифицировалось в 50х гг., в 60х – 70х гг по этому пути пошли журналы, с конца 20 века – телевидение.

Первым это явление описал Элвин Тоффлер в книге «3 война». Предсказываемая им демассолизация может быть результатом не ликвидации, а, наоборот, совершенствования систем создания и распространения в массах информационного продукта. Демассифицированные масс-медиа, по мнению Тоффлера, демассифицируют сознание людей. В отличие от характерной для периода второй волны постоянной накачки стандартизированного образного ряда, породившей т.н. «массовое сознание». Сегодня не массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются созданными ими самими образами.

Фрагментация аудитории – процесс очевидный и необратимый, напрямую связанный с увеличением числа доступных телеканалов. В целом, для новых масс-медиа характерно дифференцировать аудиторию, которая будучи огромной по численности не является таковой в смысле единообразия принимаемых программ.

СМИ перестали быть массовыми в традиционном смысле этого слова.

Этот процесс предполагает слияния, приобретения и выкупы, благодаря чему различные масс-медиа сосредотачиваются в руках небольшого числа компаний.

Критики (Бэн Багдякян) утверждают, что от этого страдает разнообразие сообщений, предлагаемых масс-медиа.

Владея сразу несколькими СМИ, компания может контролировать весь процесс создания информационной продукции. Благодаря комбинации традиционных и новых медиа, потребители могут получать все что хотят, когда хотят и каким угодно способом.

По мнению исследователей в будущем границы между телевидением и интернетом совсем исчезнут.

Цель медиа-гигантов: превратить отдельные кабельные каналы в веб-порталы; сначала привлекая пользователей содержанием, а потом, подключать их к сайтам, где они смогут купить разные информационные товары.

Печать

Общие черты польских газет:

· Выходят толстыми тетрадями;

· Преобладает формат А3;

· Практически все газеты, кроме мелких районных – цветные;

· Много частных объявлений, которые поляки считают показателем популярности издания;

· Распространяются в розницу;

· Абсолютно аполитичны, им чужда пропаганда политических идей;

· Нет «черного PR»;

· Издания существуют исключительно на доходы от рекламы и продажи тиража;

· Владелец издания не влияет на редакционную политику;

· Деятельность издания не контролируется никаким ведомством;

· Не нужна лицензия на открытие газеты или журнала.

На польском рынке 3 основных газеты: (тиражи примерно одинаковые – 500-800 тыс.экз.)

1. «Газета Выборга»

2. «Речь Посполита»

3. «Таблоид факт»

«Газета Выборга»

Лидирует. Основана демократическими силами Польши в канун выборов 1989 г. Главным редактором с самого выхода стал известный польский политический деятель Адам Михник. «Газета Выборга» - мобильное, острое издание. Выходит ежедневно в Варшаве на 80 полосах (!) А3. Каждый день к газете прилагаются небольшие журналы разной тематики. Выходит и в регионах тиражом ок. 400 тыс.экз. Изначально газета была оплотом польской демократии, выходила на 8 полосах и публиковала больше аналитические материалы.

С приходом Михника газета меняет стиль: больше внимания уделяется новостям, чистой информации и меньше политике. На базе газеты организован холдинг «Агор» - самый успешный среди польских конкурентов. Помимо газеты и ее приложения холдинг издает еще около 20 разных журналов, 10 региональных газет, владеет 2мя общенациональными и несколькими региональными радиостанциями.

«Речь Посполита»

Вторая качественная газета. Основана после 2 мировой войны как официальная газета социалистов.

До 1989 г. являлась копией советской «Правды». Если «Газета Выборга» - мобильное, острое издание, то «Речь Посполита» более осторожна и серьезна. Расчитана на бизнесменов и политиков, поэтому она ежедневная. Уделяет больше места для официальных сообщений правительства. Формат А2. Выходит в зависимости от дня недели на 20-30 полосах. Половина распространяется по подписке (не частным лицам, а организациям).

«Таблоид факт»

Издается немецким концерном Акселя Шпрингера. Выходит ежедневно на 48 полосах. От других польских изданий ее отличает низкая цена. Тираж около 800 тыс.экз.

Журнальный рынок в Польше работает лучше, чем газетный. Однако, он развит не по тиражам, а по наименованиям. Тираж редко превышает 50 тыс.экз.

Примерно 2/3 журналов, которые издаются в Польше принадлежат иностранным концернам. Особенно немецким. Собственно польских журналов очень мало. Большая их часть издается холдингом «Агор». Больше журналов политических. Это не толстые глянцевые журналы. Они печатаются на газетной бумаге. В отличии от газет развита скрытая реклама и нет заказных политических статей.

Телевидение

В прошлом, так же как и в Советском Союзе радио и телевидение принадлежало государству. Но в 1998 г. принят «Закон о телерадиовещании», который юридически запретил право получать каждому лицензии для частной компании. Тогда же сформировались общественные СМИ. Общественные телеканалы не принадлежат государству и не получают от него никаких дотаций. Всеми финансами, которые поступают за счет рекламы и абонентской платы занимается Совет директоров телеканала.

Фактически хозяином общественных телекомпаний является государственное казначейство. Но оно не может пользоваться прибылью телеканала. Все средства предназначены для функционирования канала. На самом деле в Польше нет государственного органа, который бы контролировал содержательную сторону программ. В стране не так много телеканалов: 7 – 8 общенациональных, 30-40 региональных. Частные телеканалы принадлежат большим холдингам. Главная особенность – прибыль, которая выходит «в ноль» считается успешной. Только после 4 лет канал начинает приносить прибыль.

В 2001 г. возник новый коммерческий канал «TVN - 24». Единственный новостной польский телеканал, вещающий 24 часа в сутки. Владельцы подарили зрителям право смотреть новости в любое время. Штат сотрудников минимальный, в студиях нет оператора (ведущий все делает сам).

Только в 2004 г. TVN-24 стал финансово независимым. Для того, чтобы открыть телеканал нужно получить лицензию на вещание на определенной частоте. Лицензию дает Национальный совет по телевидению и радиовещанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: