Основные направления первой половины 20 века

Критический реализм, который видоизменяется, модернизм, авангардизм – три основных направления.

Критический реализм. В реализме остается попытка просмотреть зависимость человека от обстоятельств. По-прежнему человек становится предметом особого интереса, он обыкновенный. Но реалистический мир обращается к некоему случаю из жизни героя, где герой пытается предстать в неком единичном случае, он оказывается в ситуации выбора. Причем выбор очень часто связан исключительно с его личной позицией. В этой лит-ре показана беспомощность героя перед мощными силами истории, законов общества, и он ищет опору исключительно в себе самом. Очень часто герой терпит крах. Он всегда балансирует на грани жизни и смерти, он даже тяготеет к смерти. иногда он жаждет превратиться во что-то. Между героем и миром устанавливаются абсурдные отношения, где правила и законы не укладываются в понятие нормы. Однако писатели сохраняют надежду на то, что еще не все потеряно (Хемингуэй).

Модернизм. Это ведущее направление первой половины 20 века. Он зарождается где-то в 90-е гг. 20 века. Он появляется в Вене, Париже, Берлине, Британии. Его формирование завершается в 10 гг. Затем новый толчок дает первая мировая волна. В модернизме заложено бунтарство, взятое от романтизма. Это эстеты, неоромантики, декоданты. Их бунт против буржуазной жизни, лит-ры, скуки. С помощью слов нужно создать альтернативную реальность, другой мир. Модернисты сохранили в себе веру в возможности литературы. Модернисты очень часто использовали многие достижения реалистической лит-ры (научную обоснованность, общие закономерности), но они стремились к драматическому изображению персонажей и событий. Они никогда не формулировали свои мировоззренческие позиции, они очень спонтанно проникали в процесс чтения. Очень часто в пределах творчества одного писателя позиция менялась. Эта проза кажется простой. Но это мнимая простота (рассказы Джойса, Лоренса). Как правило, в модернистском произведении очень важное значение приобретают проблемы личности. Романы становятся центростремительными (Затонский). Такой роман протоколирует проблемы души героя, практически автор предъявляет обвинение обществу о том, что происходит с человеком. Роман у модернистов – это эксперимент с формой. Разрушается традиц-ное представление о романе. Но при этом это основной жанр в другой форме. Роман отражает мысль о распаде целостности мира и поэтому прибегает в приему – фрагментарности. Внешняя фабула перестает играть важную роль, и центр тяжести переходит на психологический сюжет. Описывается все что происходит в сознании героя. Прием – поток сознания – раньше использовался чтобы показать работу сознания в период крайнего перенапряжения, теперь он подчеркивает случайность работы сознания, ассоциативность. Поток сознания строится на переплетении некоторых фиксаций внешних действий с внутренним строем его мыслей. Поток сознания дает возможность глубоко погрузиться и понять рациональное и бессознательное одновременно. Человек раскрывается подробнее и интимнее чем в реализме. Появился новый герой – он не просто средний человек, а усредненный, заурядный, человек с улицы. Читатель может сравнить себя с этим героем. Внутренний мир может быть как у героя романтизма, уникальный. Герой перестает ловить зло вокруг, возникает тяготение к абстракции, обобщенности, исчезает смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: