double arrow

Вопрос № 9

Вопрос № 8.

С этого момента заканчивается преднаука. Поскольку научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в особой форме практики, обслуживающей развивающееся естествознание, - научном эксперименте.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

Эмпиризм.

1) Источник знания – только опыт.

2) Проводится ориентация на детальный анализ чувственного познания, сенсуализм.

3) Принижение или игнорирование рационального познания.

4) Отказ от мышления, особенно на высоком уровне.

5) Абсолютизация возможностей индукции (индуктивизм)

6) существует в 2х главных разновидностях: материалистической и идеалистической.

Представителями матер. Эмпиризма были ученые Нового времени: Бэкон, Гоббс, Локк.

Рационализм.

1) Рождается из критики фидеизма (проблема веры и разума), вера довлеет над разумом.

2) Абсолютизация возможностей разума и противопоставление его возможностей опытному знанию.

3) Фактическое утверждение, что могут существовать идеи полностью независимые от опыта. Новое время: с 17 века до первой четверти 19в, его начал Френсис Бэкон. Платон утверждал, что всякое знание рождается из идей.

4) Абсолютизация возможностей дедукции (дедуктевизм).

5) Поиск иных, неопытных методов познания, которые могли бы обеспечивать всеобщие, необходимые и строгие истины, наподобие математических.

6) Рационализм: материалистический (Спиноза), идеалистический (Де Карт, Лейбниц).

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п.

Научное знание — это сложная система с весьма разветвленной иерархией структурных уровней.

Для решения нашей задачи вычленим три уровня в структуре научного знания:

n локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией;

n знания, составляющие целую научную область;

n знания, представляющие всю науку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: