double arrow

Культура России в первой половине XIX в

Формирование русской национальной культуры

(сер. ХVIII - нач. XIX вв.).

Материальная культура. Быт и нравы, изменение социаль­но-психологических установок различных категорий населения в России в столицах и провинции. Культура дворянских усадеб. Прогрессивные тенденции в развитии русской культуры. Антикрепостническая мысль. Идеи Просвещения в России и русские прос­ветители. Н.И.Новиков. Масонство. Школьная реформа 80-х гг. Женское образование. Деятельность Академии наук, Российской Академии наук и Академии художеств. Е.Р.Дашкова. Развитие науки. Академические экспедиции. Техника. И.И.Ползунов, И.П.Кулибин. Гуманитарные науки: философия, история, право. Литература и журналистика. Искусство: живопись и гравюра, скульптура, архитектура. Основные художественные стили: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм. Д.И.Фонвизин, А.Н.Сумароков, Г.Р.Державин, А.Г.Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С.Рокотов, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский, В.И.Баженов, М.Ф.Ко­заков, И.Е.Старов, Д.Кваренги, Ч.Камерон и др. Музыка и те­атр. Д.А. Бортнянский.

Возникновение революционной идеологии в России. А.Н.Ра­дищев. Радищевцы. Идея радикального просветительства.

(1812 г. - конец 50-х гг. XIX в.).

Основные проблемы, особенности и тенденции развития русской культуры в дореформенную эпоху. Политика правитель­ства в области культуры. Официальная идеология и культура.

Социально – психологическая и культурологическая характе­ристика различных классов и слоев населения русского общес­тва: крестьянства, рабочих, купечества, буржуазии, дворян­ства (помещики, столичная аристократия, офицерство), духо­венства, чиновничества, мещан, разночинной интеллигенции, студенчества и пр. Бытовая культура в различных сословиях и этносах российского общества. Семейные отношения. Воспитание. Формы общения, проведение досуга, самообразование. Пра­здники. Другие виды социальной коммуникации. Школы.

Высшее, среднее и начальное образование в России. Жен­ское образование. Домашнее обучение. Научные учреждения и общества. Университетские традиции. Сословный характер об­разования. Печать и журналистика. Книгоиздательское дело. Достижения науки и техники. Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, В.В.Петров, Б.С.Якоби, Н.Н.Зимин, Н.М.Карамзин и др. Откры­тие Антарктиды. Русские путешественники И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Белинсгаузен, В.М.Головин, М.П.Лазарев, Ф.П Литке, Г.И.Невельской и др.

Славянофильство. Западничество. Утопический социализм. Развитие материалистической философии в трудах А.И.Герцена, В.Г.Белинского. Гражданский романтизм в литературе. Утвер­ждение реализма в литературе и искусстве. Значение произ­ведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова для разви­тия русской культуры. Народное творчество и его влияние на русскую национальную культуру. Освободительные идеи пере­довой русской литературы. Архитектура (А.Н.Воронихин, А.Д.За­харов, К.Н.Росси и др.). Живопись (К.П.Брюллов, А.Г.Вене­цианов, А.А.Иванов, П.А.Федотов и др.). Скульптура (И.П.Мартос, Б.И.Орловский и др.). Музыка (М.И.Глинка, А.С.Даргомыж­ский и др.). Театр (М.С.Щепкин, П.С.Мочалов и др.).

Развитие культуры народов России: взаимовлияние культур.

Мировое значение русской культуры первой половины XIX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: