Письменная речь

Темп речи

В работах Коменского, Руссо, Песталоцци мы на­ходим отдельные указания на необходимость воспита­ния у детей неторопливого темпа речи. Впервые кон­кретные советы по этому поводу мы находим у Ломо­носова. Он считал необходимым воспитывать речь детей так, чтобы каждый речевой период они произно­сили отдельно, то есть, окончив один, после него де­лать паузу. Части речевого периода, разделенные зна­ками препинания, он считал необходимым «отделять малую переменою голоса и едва чувствительною оста­новкою». Каждую фразу и звук выговаривать «чисто и ясно и в один дух излишне не захватывать, ибо сие по­нуждает часто в непристойном месте остановиться или, нескольких складов не договоря, пропустить». Не сле­дует очень спешить в речи или «излишнюю протяж­ность употреблять, для того что от первого... бывает слу­шателям невнятно, а от второго скучно».

Письменную, то есть «зримую» речь Радищев счи­тал наиболее близкой к устной — «оба эти вида речи есть виды словесной речи. Другие органы чувств не могут обеспечить столь совершенное овладение речью». Бук­вы он называл «произвольно начертанными знаками», которые обозначают звуки, нами произносимые, или сло­ва. Он считал, что вообще в начале развития языка было начертание образов зримого, зримых изображений, ко­торые заменяли звучную речь, затем эта живопись ро­дила и иероглифы, и уже гораздо позже — буквы.

В свое время уже Коменский указывал на необхо­димость подготовительной работы по обучению малень­ких детей письменной речи в виде обязательных заня­тий по рисованию и письму. На четвертом-пятом году жизни ребенка, по его мнению, следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, кресты, круги. Обучать его этому следует в виде игры или развлечения, так он постепенно приучится держать мел, а затем писать и буквы.

Оригинальный метод обучения письменной речи (звуковой аналитико-синтетический метод) предложил К.Д. Ушинский Достоинство этого метода, как считал его автор, в том, что он чрезвычайно рационален, учит сначала детей различать звуки, а потом изображать их, что он переходит со строгой последовательностью от легкого к трудному, развивает в детях внимание, дает им возможность самостоятельных действий с первых же занятий. Метод обучения письму, предложенный Ушинским, содержит следующие задачи:

1) приучить глаз и руку ребенка к письму элементов букв;

2) приучить слух ребенка к отыскиванию отдельного звука в слове;

3) приучить язык ребенка к отчетливому произноше­нию звуков;

4) приучить внимание ребенка останавливаться на словах и звуках, их составляющих;

5) приучить и глаз, и слух, и язык, и внимание ребен­ка разделять и складывать слова в уме, произноси­мые, в письме и чтении.

В результате систематических и длительных уп­ражнений процесс чтения и письма у ребенка, по мнению Ушинского, будет терять характер сознатель­ности, приобретет «характер полусознательного или вовсе бессознательного рефлекса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: