Профиль подготовки специалиста логопеда

РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ КАК ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Раздел 3 МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Литература

Задании дли самостоятельной работы

1.Подтвердите примерами по каждому из разделов своеобразие взглядов мыслителей и педагогов За­падной Европы и России XVII — XIX вв. на форми­рование правильной речи у детей.

2. Оцените значение совокупности накопленных к XIX веку представлений о формировании правиль­ной речи детей для появления логопедии как от­расли специальной педагогики.

3. Опираясь на педагогический опыт прошлого, най­дите доказательные аргументы, чтобы показать общепедагогическую основу современной логопе­дической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения: дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии, афазии, заикание, расстройства голоса и др.

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, в 2-х томах/Под ред. А. И. Пискунова и др. — М., Педагоги­ка, 1982.

2. Руссо Ж. Ж. Юлия, или Новая Алоиза. Избранные сочине­ния. — М., т. 2,1961.

3. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании. Пер. с французско­го М.А. Энгельгардта. — СПБ., 1912.

4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведе­ния в трех томах.— М., 1961.

5. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М.; Л., т. 7,1952.

6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Из­бранное. Московский рабочий. —М., 1976.

7. Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. Избранные сочинения. —М., 1952.

8. Одоевский В.ф. Наука до науки. Книжка дедушки Ири-нея. Избранные сочинения. —М., 1955.

9. Одоевский В.Ф. Руководство для гувернанток. Разговоры с детьми. Избранные сочинения. — М., 1955.

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в одиннадцати то­мах. — М.; Л., 1949.

11 .Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах/ Под ред. проф. А.И. Пискунова и др. — М., 1974.

(хрестоматийные тексты работ разных авторов)

До Великой Октябрьской социалистической рево­люции логопедическая помощь была делом частной инициативы. Массовой государственной помощи ни для детей, ни для взрослых не существовало. Государ­ственная власть не нашла нужным вести организо­ванную борьбу с дефектами речи и не поощряла на­чинаний отдельных работников просвещения, несмот­ря на то, что они настойчиво указывали на вред недостатков речи для личной, школьной и обществен­ной жизни человека и на необходимость широкой массовой логопедической помощи. Советская власть с первого же года своего утверждения обратила вни­мание на этот участок культурно-просветительской работы.

Первые мероприятия были направлены на подго­товку работников. К 1918— 1919 гг. относится органи­зация Наркомпросом (в лице В.Н. Бонч-Бруевича) цик­ла лекций по борьбе с недостатками речи для школь­но-санитарных врачей и — по инициативе проф. К.Н. Корнилова — краткого курса практической лого­педии для дошкольных работников. С установлением высшего дефектологического образования в двух пе­дагогических институтах — в Ленинграде (1920 г.) и в Москве (в 1922 г.), в учебные планы дефектологичес­ких отделений были включены специальные курсы ло­гопедии. Каждый студент-дефектолог был обязан ус­воить теоретические знания и практические навыки по логопедии. Эти меры диктовались тем обстоятельством, что дефективные дети в большей мере, чем учащиеся массовой школы, страдают недостатками речи, тормо­зящими овладение грамотой и основами наук. Следо­вательно, логопедия преподавалась как подсобная дис­циплина для дефектологов (сурдопедагогов, олигофренопедагогов и тифлопедагогов); подготовку специали­стов-логопедов дефектологический факультет не ста­
вил своей целью.

В связи с такой установкой наш курс логопедии был упрощенным, ориентированным главным образом на грубые нарушения речи, как, например, косноязы­чие, заикание, алалии, дисграфии, аграмматизмы и т. п.

Но логопедическая работа требуется не только в специальных школах для дефективных детей; она нуж­на и в массовой школе, так как среди школьников имеется значительное число детей с дефектами речи, отражающимися, как правило, в письменной речи и, поэтому, задерживающими успешное прохождение школьной программы. Особенно нужна логопедичес­кая помощь детям дошкольного возраста, когда фор­мирующаяся речь не только легко подвергается нару­шениям, но и легче, чем в более позднем возрасте, поддается исправлению, перевоспитанию.

Массовая логопедическая помощь нужна также для взрослого населения, сознающего громадное зна­чение здоровой речи для каждого члена социалисти­ческого общества.

Огромную пользу принесла логопедия во время Великой Отечественной войны; логопеды восстанавли­вали речь и, путем обучения чтения с губ, компенсиро­вали слух у многих тысяч воинов, потерявших речь, или слух, или то и другое вследствие черепно-мозговых, челюстно-лицевых ранений и воздушных контузий.

Всю эту разнообразную логопедическую работу в массовых дошкольных учреждениях, в массовых шко­лах, в кабинетах поликлиник и в госпиталях вели и ведут, в сотрудничестве с врачами, в основном те де­фектологи, которые в педагогических институтах им В.И. Ленина в Москве и им. А.И. Герцена в Ленингра­де получили специальную подготовку как предметные преподаватели специальных школ для глухонемых, слепых и умственно отсталых. Они ведут логопедичес­кую работу частью в порядке совместительства, час­тью как основную работу.

Встречаясь в этой работе нередко со сложными расстройствами речи, наши дефектологи почувствова ли потребность в расширении и углублении своих логопедических знаний, полученных в педагогическом институте. Недостаточность подготовки ощущалась в особенности в области медицинских дисциплин.

В виду того, что существующее в настоящее время число дефектологов далеко недостаточно для охвата всех нуждающихся в логопедической помощи, для повсеместной организации логопедических учрежде­ний различных типов, назрел вопрос о подготовке спе­циальных кадров логопедов как для непосредственной работы по исправлению недостатков речи, так и для ее организации и для руководства ею.

Инициативу по подготовке кадров специалистов-логопедов взял на себя Московский Государственный педагогический институт имени В.И. Ленина, открыв в 1946— 1947 учебном году при дефектологическом фа­культете специальное логопедическое отделение. Перед организаторами этого отделения в первую оче­редь встал вопрос: каким должен быть профиль буду­щих специалистов-логопедов? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо решить 3 вопроса:

1. Что такое логопедия — медицинская или педаго­гическая наука?

2. Следует ли плохоговорящего считать больным?

3. Нужно ли страдающего речевыми нарушениями лечить или учить и воспитывать?

Рамки статьи позволяют нам ответить на эти воп­росы лишь в сжатой форме.

На эти вопросы большинство медицинских работ­ников отвечает, что логопедия — медицинская наука, что недостаток речи — болезнь и что страдающий этим недостатком — больной, которого нужно лечить.

В самом деле, некоторая часть плохоговорящих нуждается в медицинской помощи: в некоторых случа­ях требуется, например, оперативное вмешательство (при расщеплении губ и неба, при дефектах строения челюстей и зубов, при разращениях в зеве и носоглот­ке и т. п.), или медикаментозное или физиотерапевти­ческое лечение. Однако практический опыт показыва­ет, что после применения медицинских мер (или одно­временно с их применением) в громадном большинстве случаев требуется обязательно специфическая логопе­дическая (педагогическая) работа и что без нее устра­нение речевого недостатка не наступит. Участие врача также необходимо во всех случаях глубоких речевых расстройств (например при алалии, афазии, дизартрии и т. д.), для постановки правильного диагноза. В обста­новке войны совместная работа врача и логопеда дала блестящие результаты по восстановлению речи после различных ранений. Таким образом, необходимость участия медицинских работников в логопедической работе, т. е. проведение принципа комплексности для нас не подлежит сомнению.

Но мы, педагоги, учителя-логопеды, рассматрива­ем логопедию не столько как медицинскую, сколько как педагогическую науку на следующих основаниях: преобладающее число дефектов речи происходит не от биологических, а от социальных причин, являясь следствием неправильного, запущенного воспитания речи в детском возрасте, в период формирования речи; эти недостатки могут быть устранены лишь путем пе­ревоспитания всей личности плохоговорящего, а не посредством той или иной процедуры. В отдельных же случаях, где требуется применение медицинских мер, полное исправление речевого недостатка, как уже сказано, достигается лишь в том случае, если после лечения (или одновременно с ним) применяются ло­гопедические методы воспитания или перевоспитания речи и личности.

По этим соображениям мы считаем в логопедичес­кой работе главным и решающим фактором педагоги­ческую работу.

Плохоговорящий, в нашем понимании, страдает нарушением речи в ее устной и письменной формах в силу неправильного физического или психического развития, или неправильного воспитания, или же в силу поражения периферического или центрального отделов речевого аппарата и нуждается в воспитании, перевоспитании или восстановлении речи специаль­ными педагогическими приемами.

На вопрос: нужно ли плохоговорящего лечить или учить и воспитывать — мы отвечаем: лечить нужно иногда, учить и воспитывать — всегда, и не только речь, но и всю личность логопата.

Вот почему подготовка логопеда должна строиться на педагогическом фундаменте.

Согласно этой установке, для идейно-политичес­кой направленности работы, студент-логопед в первую очередь должен усвоить предметы общественно-поли­тического цикла как то: основы марксизма-ленинизма, политическую экономию, диалектический и историчес­кий материализм и логику.

Далее, в общепедагогическую подготовку логопеда должны входить курсы: общей педагогики, истории педагогики, педагогической психологии и школьной гигиены; одним словом — логопед должен усвоить те знания, которыми обладает каждый советский учитель.

Видное место отводится специально-медицинским дисциплинам: анатомии, физиологии и патологии цен­тральной нервной системы, общей патологии, психо­патологии и невропатологии, отоларингологии, осно­вам психиатрии и физиологии высшей нервной дея­тельности (учению ак. И.П. Павлова).

Все эти дисциплины, разумеется, должны отличать­ся от соответствующих общих медицинских курсов сильным креном в область речевых аномалий.

Знание указанных медицинских дисциплин нужно логопеду не только для понимания условий нормаль­ного развития речи и причин разнообразных видов речевых нарушений, но и для контактирования, согла­сования своей работы с работой врача, для взаимопо­нимания между логопедом и врачом, необходимого для успеха в борьбе с речевой недостаточностью.

Важное значение для изучения личности плохого­ворящего мы придаем знанию общей и детской психо­логии и в особенности психологии развития речи.

Центральным предметом, разумеется, являются непосредственные логопедические дисциплины: вве­дение в логопедию, теория логопедии, история лого­педии, специальная, дифференцированная методика логопедической работы, клиника слухоречевых рас­стройств, физиология и патология звуков речи, фоне­тика и широкая логопедическая практика студентов в учреждениях разных типов (министерств просвещения и здравоохранения).

Ввиду того, что логопедам часто приходится иметь дело с детьми, страдающими кроме дефектов речи другими недостатками физического или интеллектуаль­ного порядка, в учебный план включен курс «Введение в дефектологию» (т. е. основы сурдо-, тифло- и олиго­френопедагогики).

Всего на логопедическом отделении в учебном пла­не предусмотрено 1347 часов занятий из которых на лекции отводится 388 часов, на практические занятия (в непосредственной связи с лекциями) — 320 часов и на практику в учреждениях — 639 часов.

Как предметную специальность, которая в педаго­гическом высшем учебном заведении обязательна для каждого студента, мы избрали языковедение, имеющее наиболее тесную связь с логопедией, на что в свое время указал академик Л.В. Щерба в следующих словах: «Прак­тикой логопедии должны были бы, конечно, заниматься в первую очередь учителя русского языка».

На основании всего изложенного профиль специ­алиста, сдавшего государственный экзамен на звание логопеда, будет включать в себе следующие 4 предме­та: 1) основы марксизма-ленинизма, 2) логопедию, 3) русский язык и 4) русскую литературу.

Мы не сомневаемся в том, что студент, усвоивший перечисленные выше дисциплины, будет в состоянии не только с успехом вести непосредственную логопе­дическую работу, но и руководить логопедическими учреждениями и, что особенно важно и нужно, двигать вперед — теоретически и методически — советскую логопедическую науку.

Перед логопедами открывается широкое поле мно­гогранной деятельности. С каждым годом все больше и больше осознается важность и эффективность лого­педической работы. Особенно среди учителей началь­ной и средней школы ощущается потребность в лого­педической помощи, как средства борьбы со школьной неуспеваемостью.

Ученые записки МГПИ. М., 1950. Т. LXI. С. 151-155.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: