Амбулаторный прием
Внутри кабинета логопед оказывает населению своего района, прежде всего детям, консультативно-диагностическую и лечебно-педагогическую помощь. К первой мы относим работу логопеда на первичном приеме пациентов и их родителей. Когда логопед после сбора анамнестических сведений и обследования пациента устанавливает диагноз речевого нарушения, решает вопрос о необходимых условиях или методах его устранения, соответственно информирует родных о предстоящих мерах предупреждения и устранения речевой неполноценности и проч. Ко второй части амбулаторной работы логопеда относятся регулярные занятия с логопатами. Эти занятия проводятся индивидуально или в группе, в зависимости от речевого нарушения, особенностей пациента или этапа логопедической работы с ним. Так, например, постановка звуков у детей с фонетическими нарушениями обычно требует индивидуальной работы. Но уже их автоматизация и дифференциация проводятся в группах.
Задачей каждого логопеда является возможно более скорый переход от индивидуальной работы с одним логопатом к групповым занятиям, т. к. групповые занятия позволяют использовать ряд благоприятных факторов логопедического воздействия в виде подражания положительным примерам, элементов соревнования, шефства сильных над слабыми, разнообразия форм логопедических занятий и многое другое.
|
|
Учитывая специфику работы с заикающимися, логопеды много времени уделяют воспитанию у заикающихся умения переносить в жизнь навыки, приобретаемые в результате занятий в логопедическом кабинете. Воспитание в условиях кабинета правильного поведения и речи у заикающихся детей, подростков и даже взрослых является делом сравнительно несложным, так как они быстро свыкаются с обстановкой, с коллективом и чувствуют себя в кабинете спокойно и уверенно. Гораздо сложнее, как известно, научить заикающихся пользоваться правильными навыками в отсутствие логопеда, в незнакомой обстановке, в общественных местах, в минуты возбуждения и т. д. С этой целью логопедами организуются специальные выступления заикающихся в общественных местах, экскурсии в магазины, поездки по городу и проч., в процессе чего они под наблюдением логопеда продолжают закрепительную работу по воспитанию у себя правильных речевых навыков и поведения.
Одной из форм этой работы являются специальные консультации логопедов, проводимые в определенные часы и дни недели для родителей, которые имеют малолетних плохоговорящих детей, или для пациентов, прошедших уже курс логопедических занятий. В первом случае — это профилактические беседы с родителями, практические советы специалистов по созданию необходимых для подобных детей условий, рекомендации определенных методов по устранению у детей недостатков речи своими силами. Во втором случае — логопед проводит с пришедшими усложненные логопедические занятия, психотерапевтические беседы, дает советы, корректирует самостоятельные занятия пациентов, направляет их при необходимости к специалистам на консультации и. т. д. Эта своеобразная диспансеризация позволяет логопедам после выписки наблюдать еще некоторое время за своими пациентами и активно вмешиваться в процесс закрепления правильных навыков у них. Благодаря подобным занятиям у пациентов устраняется резкий контраст между условиями логопедического кабинета и жизнью, у них удается поддерживать уверенность в благоприятном и прочном успехе логопедических занятий.
|
|
Наблюдения за пациентами выражаются и в посещении их дома и в школе, где они учатся. В этом случае логопед или медсестра знакомятся с условиями, в которых живет и учится ребенок, информируют окружающих его лиц (прежде всего родных и учителей) об особенностях необходимых ребенку условий и подхода к нему. Подобное патронирование пациентов логопедического кабинета (особенно заикающихся) проводится как в процессе лечебно-педагогических занятий с ними, так и после их окончания.
При диспансеризации используется также заполнение пациентами или их родителями специальных вопросников, отражающих их речь в настоящее время. Эти вопросники высылаются не реже одного раза в год тем, кто не может поддерживать с логопедическим кабинетом непосредственной связи.
В зависимости от состояния речи пациентов, отраженного в анкете, им высылаются советы, рекомендации, а иногда и просто вызов на повторный курс логопедических занятий.
Наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях
Речевые недостатки у ребенка нередко тесно переплетаются с его общим психическим развитием. Сложные речевые дефекты способны порождать у детей такие черты характера, как мнительность, скрытность, чувство собственной неполноценности, обособленность и т. д. В школах обычно дети с дефектами речи не успевают по русскому языку (письменно) нарушают педагогический процесс в классе, затрудняют работу учителя. Поэтому мы обращаем особое внимание на своевременное выявление и устранение недостатков речевого развития у детей.
В 1958 г. логопедами г. Кирова впервые была проведена массовая проверка состояния речи у детей старшего дошкольного возраста в детских садах г. Кирова. В 1961 г. аналогичное обследование было проведено в отдельных школах-интернатах и детских домах г. Кирова и области.
Обследованием выявлено значительное количество детей с речевыми нарушениями. Основными видами выявленных речевых нарушений являлись недостатки звукопроизношения (косноязычие) и заикание. Обследованием выявлен и недостаточный уровень логопедических знаний у воспитателей и педагогов детских учреждений. Нередко воспитатели детских садов исправление несовершенств детской речи сводили к механическому заучиванию ребенком текстов, богато насыщенных звуками, которые он произносит неправильно, что нередко вело вместо исправления к закреплению неправильного звукопроизношения в его речи.
Поскольку недостатки речи наиболее распространены среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, совершенно очевидна и необходимость профилактической работы логопеда в дошкольных и школьных учреждениях. Поэтому районными логопедами выделяются определенные часы для обслуживания названных учреждений. Логопеды помогают дование речи детей, дают советы и методические указания по работе с детьми, имеющими речевые недостатки; дети с тяжелыми речевыми расстройствами, направляются на консультацию к соответствующим специалистам, назначаются на логопедические занятия в кабинет и т. д. Таким образом, в дошкольных и школьных учреждениях логопед выступает преимущественно в роли консультанта: рекомендует, направляет, контролирует логопедическую работу, проводимую воспитателями и педагогами. Это дает неплохие результаты. Так, например, в тех детских садах г. Кирова, где логопедическая работа прочно вошла в работу воспитателей, состояние детской речи значительно улучшилось.
|
|