double arrow

Психологические понятия и терминология


Любое речевое нарушение по-разному, но обяза­тельно, находит свое отражение в психической дея­тельности человека. Осознание своего речевого де­фекта и разное отношение к нему, естественно, может порождать и ряд своеобразных личностных качеств и особенностей поведения, может отражаться в межлич­ностных отношениях с окружающими, в социальном положении логопата в обществе. При сложных рече­вых нарушениях психологические особенности лого­пата входят в понятие сложной структуры его речево­го дефекта.

К тому же, речь человека — понятие не только лингвистическое, но, не в меньшей мере, и психологи­ческое, рассматриваемое как явление (акт, процесс или

Таблица логопедической классификации расстройств речи

Лингвист. Хар – ка     Клинич. Хар - ка   Стороны (компоненты) устной речи   Письменная речь
  Клинич. Хар-ка Фонетическая Лексико-грамматическая Мелодико-интонационная Темпо-ритмическая Чтение Письмо
I. Физиологические (возрастные) причины Физиологиче­ские дислалии Задержка развития речи Детский голос. Изменение голоса при мутации Физиологические итерации. Торопливый темп Особенности письменной речи в период обучения
П. Патологические            
причины А) Переферические расстройства -органические -функциональные Органические дислалии Ринолалии. Функциональ­ные дислалии Задержка развития речи при наруше­ниях слуха Голос ларингоэкто-мированых. Дисфонии Ринофонии   Задержки формирова­ния чтения при нару­шениях зрения. Дислексии Задержки формирования письма при нарушениях зрения. Дисграфии
Б) Расстройства ЦНС -органические -функционал ьные Дизартрии Алалии. Афазии. Задержка развития речи при наруше­ниях интеллекта и психики Фонастении. Афо­нии Брадилалия. Тахилалия. Пол-терн. Баттаризм. Заикание Алексии Аграфии

вид) психической деятельности человека. В этом от­ношении различают основные функции речи: сообще­ния и побуждения к действию. Как психологическое явление речь входит в состав коммуникации и мышле­ния, служит развитию познавательной деятельности, участвует в эмоционально-волевых процессах и др. Различают речь внутреннюю (для себя) и внешнюю (для окружающих).




Поэтому вполне закономерно, что для образования логопедического понятийно-терминологического аппа­рата необходимы психологические познания (и, соот­ветственно, владение психологической терминологи­ей)из целого ряда психологических дисциплин: общей и возрастной психологии, нейропсихологии, психоло­гии речи, психолингвистики, специальной психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагоги­ческой и социальной психологии.



Знание основ общей психологииполагает образо­вание понятий о психике человека и общих закономер­ностях психической деятельности:

■ о свойствах психики (или функциях): отражения и регуляции поведения и деятельности;

■ о психических явлениях (актах): процессах, состо­яниях, свойствах;

■ об индивидуально-типологических особенностях: темпераменте, личности, характере, способностях;

■ об условиях психического развития и зависимости формирования психической деятельности: от со­стояния ВНД, темперамента, соматического здоро­вья, от условий жизни и воспитания, от разных видов практической деятельности;

■ о роли и участии речи в психической деятельности человека;

■ о психологических методах изучения психических явлений: лонгитюдном и сравнительном методах, наблюдения и эксперимента, бесед и изучения продуктов деятельности, анкетирования и тестов, аль­тернативном и корреляционном анализе, методах логопедического обследования; о научной надеж­ности используемых психологических методов, их валидности, достоверности, репрезентативности.



Знания основ возрастной психологииформируют понятия:

■ о роли биологического созревания (как условия) в психическом развитии человека;

■ о динамике и поэтапном развитии психики, о ста­новлении и развитии различных психических про­цессов и психических свойств личности в разные возрастные периоды: дошкольном, младшем школь­ном, подростковом, юношеском, зрелом;

■ о физиологическом и психическом возрасте, воз­можном несовпадении физического и психическо­го развития ребенка;

■ о связи возрастных особенностей развития речи ребенка с условиями формирования его психичес­ких процессов, личностных качеств и поведения в социальном окружении;

■ о негативном влиянии недостатков речи на фор­мирование психических явлений и индивидуаль­но-типологических свойств личности и наоборот: онегативном влиянии недостатков психического развития на формирование речи. Названные выше психологические понятия уточ­няются, углубляются и трансформируются под опре­деленным углом зрения при изучении основ нейропси­хологии, нейролингвистики, психолингвистики и пси­хологии речи,рассматривающих внутренние стороны речевой деятельности:

■ о мозговых механизмах высших психических фун­кций, о связи психических процессов с системами головного мозга;

■ о мозговых механизмах речевой деятельности и тех изменениях в речи, которые возникают при локаль­ных поражениях головного мозга, о системном ана­лизе речевых нарушений и др.;

■ о процессах порождения и восприятия речевых высказываний, о процессах их кодирования и де­кодирования;

■ о связи речевой деятельности индивида с личнос­тными особенностями его речевых партнеров и др.;

о внутренних состояниях и проблемных ситуациях, возникающих при общении между речевыми парт­нерами в случаях нарушенной речи одного из них.

Сведения из медицинской психологиидают пред­ставления и понятия о психогенных факторах и их влиянии на возникновение, течение и лечение разных соматических и психических болезней и связанных с ними мерами по психопрофилактике и психогигиене.

Патопсихология— создает психологические пред­ставления и понятия о закономерностях распада психи­ческой деятельности и свойств личности, об искажени­ях отражательной деятельности мозга, о конкретных нарушениях личности индивида, его восприятия, памя­ти, мышления, умственной работоспособности и др.

Педагогическая психология— формирует общие представления и конкретные понятия о психологичес­кой основе педагогики и частных методик обучения и воспитания:

■ о закономерностях процесса усвоения (присвое­ния) индивидом накопленного общечеловеческого социального опыта в условиях учебно-воспитатель­ной деятельности;

■ о психологической основе самого процесса учения (ассоциативно-рефлекторная теория, теория по­этапности формирования умственных действий, методы моделирования, системного анализа и др.), о формировании знаний и связанных с ними уме­ний и навыков;

■ о психологической основе процесса воспитания, о формировании различных сторон личности, о за­кономерностях: усвоения нравственных норм и принципов, приобретения и развития эстетичес­кого вкуса, формирования убеждений, мировоз­зренческих позиций и др.

На основе знания основ социальной психологииобразуются понятия о закономерностях и особеннос­тях поведения и деятельности человека в разных соци­альных группах: сверстники, дети и взрослые, дети и родители, коллектив класса или возрастной группы дошкольного учреждения, коллектив по виду совмест­ной деятельности и т. д.

Среди разных отраслей психологии особое для дефектолога место занимает специальная психология— специфическая отрасль психологии, исследующая закономерности и особенности психической дея­тельности лиц (преимущественно детей) с разными отклонениями в психофизическом развитии: с недостат­ками интеллекта (олигофренопсихология), речи (лого-психология), слуха (сурдопсихология), зрения (тифло-психология), моторики (психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с детским церебраль­ным параличом), с задержками психического развития. Наличие того или иного дефекта (аномалии, нару­шения) в психофизическом развитии индивида порож­дает необходимость представлений о своеобразии его психического развития и специфических условий, нуж­ных для правильного формирования его личности, познавательной и эмоционально-волевой деятельнос­ти, социального поведения. Специальная психология органично стыкуется с коррекционной педагогикой как психологическая основа обучения и воспитания ано­мальных детей.

Принципиально важным и необходимым для обра­зования представлений и понятий по специальной психологии оказывается опора на основообразующие знания общей, возрастной и других отдельных отрас­лей психологии, логическая последовательность кото­рых (их примерная схема) показаны нами выше.

Содержательная сторона специальной психологии определяется ее основными задачами (в данном слу­чае и ее практическими формами выражения): психо­диагностики, психокоррекции и психопрофилактики. Задачи психодиагностикиопределяют необходи­мость понятий:

■ о сложной структуре самого дефекта, его внешних и внутренних проявлениях (физических и психи­ческих факторах), их соотношениях (первичных и вторичных нарушений) и причинах возникновения (биологического или социального, врожденного или приобретенного, эндогенного или экзогенного ха­рактера);

■ об общих и специфических закономерностях ано­мального развития ребенка, о психологических ха­рактеристиках дизонтогенеза: задержанном или преждевременном развитии, дефицитарном, иска­женном или дисгармоничном развитии;

■ об отражении дефекта в психической деятельнос­ти индивида, о наличии, своеобразии и степени вы­раженности определенных психических призна­ков: навыков, умений, способностей, психических процессов, состояний, мотивов, интересов, черт личности, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими и др.

■ об адекватных психологических методах исследо­вания, вариантах их использования и умении стро­ить диагностические и прогнозирующие суждения, обосновывающие диагноз и выбор в каждом конк­ретном случае необходимых условий, средств и на­правленности психокоррекционной и коррекцион-но-педагогической работы.

Реализация задач психокоррекционной работыпредполагает понимание процессов формирования личности у разных категорий аномальных детей путем использования специальных методов, приемов, средств и условий воспитания и обучения. Существенно зна­чимыми здесь оказываются психологические понятия:

■ о коррекции и компенсации нарушенных психи­ческих функции, социальной адаптации личности индивида, реабилитации поведения, о восстанови­тельном и развивающем обучении и воспитании;

■ о методах и приемах психокоррекции, психологи­ческой саморегуляции и психотерапии: релакса­ции, аутогенной тренировки, сенсорного репродуцирования образов, суггестивных и рациональных методах и т. д.;

об условиях и средствах психокоррекционного воздействия: индивидуальных и групповых, прямо­го воздействия (разъяснение, убеждение, внуше­ние, обучение) и косвенного, опосредованного воздействия (окружающая обстановка, социальная среда, разные виды деятельности: игра, труд, учеб­ные занятия), об использовании разных видов ис кусства (литературы, живописи, музыки) и разных технических средств (аудиовизуальных, механичес­ких и др.);

■ об участии в психокоррекционной работе с ано­мальным ребенком разных специалистов (прак­тического психолога, дефектолога, учителей и воспитателей, медицинских работников) и семьи.
Психопрофилактика,рассматриваемая в целом как система мер по охране и сохранению психическо­го здоровья, предполагает в данном случае наличие понятий: о существующей взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем индивида, о неблаго­приятных факторах (и мерах по их предупрежде­нию) для нормального физического, психосоциального и личностного развития ребенка: отягощенная наследственность, неблагополучные беременность и роды, болезни и травмы в раннем периоде раз­вития, неблагоприятное влияние окружающей сре­ды, социальных и бытовых факторов, недостатки воспитания ребенка и др.;

■ об изменениях и задержках психического развития аномального ребенка под влиянием имеющегося первичного дефекта и мерах по их предупрежде­нию в семье и в детских общеобразовательных уч­реждениях;

■ об органичной связи психопрофилактической, пси­хокоррекционной и коррекционно-педагогической работы при воспитании и обучении аномальных детей;

■ о формах профилактической работы с населени­ем, родителями, персоналом общеобразовательных и специальных детских учреждений: консультиро­вание, беседы, обучение, пропаганда и др.

■ Как видно из сказанного выше, логопсихология (как часть специальной психологии) тесно связана с разными отраслями психологических знаний, сфоку­сированных и трансформированных по отношению к индивидуумам с разными видами речевых нарушений: дислалиями, ринолалиями и дизартриями, алалиями и афазиями; дисфониями, фонастениями и афониями; тахилалиями, брадилалиями и заиканием; дислексия-ми и дисграфиями и др.; с нарушениями речевого развития при недостатках интеллекта, опорно-двига­тельного аппарата, слуха, зрения, задержках психичес­кого развития. В число специфических и основных задач логопсихологии входит изучение особенностей психической деятельности этих индивидов и поиски оптимальных путей психокоррекционной работы с ними. Профессионально значимыми здесь оказывают­ся психологические понятия о закономерностях и осо­бенностях психического развития детей с нарушен­ной речью:

■ о закономерностях усвоения языка: о развитии способности понимать языковые значения разной степени обобщения; о синхронности приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; о развитии восприимчивости к вырази­тельности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; о развитии чувства языка, интуитивного или сфор­мированного владения всеми его компонентами;

■ о влиянии речевых нарушений на психическое развитие детей: на познавательную и эмоциональ­но-волевую деятельность; на формирование обще­образовательных знаний, умений и навыков; на формирование социально-личностных качеств и складывающихся взаимоотношений с окружающи­ми людьми, определяющими их социальный ста­тус; на особенности их действий, поступков и по­ведения в разных видах деятельности и в разных ситуациях общения;

■ о надежных психологических методах дифферен­циальной диагностики в системе речевых наруше­ний и психической деятельности ребенка;

■ о психологических условиях, приемах и средствах, направленных на коррекцию познавательной и эмоционально-волевой деятельности, на соци­альную адаптацию и реабилитацию поведения ребенка с нарушенной речью;

■ о профилактических мерах, направленных на пре­дупреждение у ребенка речевых расстройств и связанных с ними нарушений психической дея­тельности: психических процессов, состояний, свойств личности и особенностей поведения. В заключение следует заметить, что в логопедичес­кой практике необходимость психологического изуче­ния и коррекционного воздействия на речь, личность и поведение ребенка-логопата нередко носит деклара­тивный характер, а логопедические приемы и упраж­нения традиционно ограничиваются только функцио­нально-физиологической, тренировочно-речевой на­правленностью.

Между тем, именно психологическая часть лого­педической работы (как ее психологическая основа) составляет обязательное условие целостного и одно­временного интегрально-личностного коррекционно­го воздействия на ребенка-логопата в процессе его всестороннего и гармоничного воспитания и обуче­ния, в процессе формирования его социальных пози­ций для полнокровного и достойного участия в обще­ственной жизни.







Сейчас читают про: