Школа чиновников в Древнем Египте

Конкретный пример 2

Вопросы к примеру

1. Чем различались позитивные и негативные санкции у Хаммурапи, была ли между ними симметрия?

2. Как осуществлялось стимулирование труда и контроль за качеством продукции?

В Древнем Египте при дворе фараона существова­ли школы подготовки чиновников. Молодые люди, го­товящие себя к управленческой карьере, практикова­лись в переписывании различных деловых бумаг и сочинений, прославлявших преимущества такой карь­еры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обраща­ешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопо­тамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...».

В следующем тексте описываются злоключения офицера. «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду канце­лярской службе являлось действенным приемом вос­питания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхва­ляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинитель­стве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жало­бы, приказы, производили различные вычисления, на­пример, при снабжении войска или назначении рабо­чих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, весе­лясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого прини­мать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обы­чаи и традиции, существовало особое чиновное остро­умие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гим­нов, чтению различного рода «наставлений», «поуче­ний» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписыва­лись в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь воп­росами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школя­ры много времени посвящали религиозным и этичес­ким проблемам. Они обсуждали проблемы благоустрой­ства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим клас­сам, предотвращения недовольства и социального на­пряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в об­ществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчи­ненными, с начальством.

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой пред­ставителей среднего класса. Научиться грамоте озна­чало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египет­ского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них настав­ление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, бле­стящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал: «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед началь­ством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальни­ку, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных кам­ней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока.Т.1.Л., 1936. — С. 222-223, 321-322.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: