Приемы систематизированной проверки

Основные приемы и способы контроля

Инвентаризация как метод документального контроля

Проверка материалов инвентаризации хозяйственных средств. Рассмотренный ранее несистематизированный анализ документов для выработки законченного представления о составе хозяйст­венных операций и проверки подлинности и законности доку­ментов, рассматриваемых обособленно друг от друга, является лишь первой стадией работы, за которой должна последовать про­верка систематизированная. В ходе последней различные докумен­ты будут увязываться друг с другом, сопоставляться и противо­поставляться для изучения ревизуемого хозяйства во взаимо­действии отдельных его частей. В первую очередь, в ходе доку­ментальной ревизии исключительно важна проверка материалов годовой инвентаризации и последующих проверок мест хране­ния ценностей, денежных средств, расчетов, кап работ, незавер­шенного производства и т. п.

Проверка правильности инвентаризации имеет двоякое зна­чение: во-первых, речь идет о реальности баланса предприятия; во-вторых, результаты инвентаризации показывают степень со­хранности хозяйственных ценностей, степень активности коллек­тива и руководителей предприятия в борьбе с недостачами, хи­щениями и потерями. Одновременно всякая инвентаризация с определением ее результатов является экзаменом для учета, в особенности аналитического.

Одновременно следует провести полную или частичную ин­вентаризацию в отдельных местах хранения материалов и про­верить, насколько реально кажущееся благополучие.

Исходя из показателей сличительных ведомостей и объясне­ний материально ответственных лиц, следует установить обосно­ванность протоколом центральных инвентаризационных комиссий и законность произведенных регулировок и списаний, как по су­ществу самой операции, так и с точки зрения правомочия долж­ностных лиц, утвердивших эти списания.

Анализ материалов инвентаризации может привести к важным выводам в области организации материального хозяйства и по­становки работы по заготовке, хранению и отпуску материалов.

Систематизированная проверка хозяйственных операций требу­ет рассмотрения документов, регистров и записей как по прин­ципу однородности проверяемых хозяйственных операций, гак и по принципу их комплексности и взаимной связи.

Основными приемами систематизированной проверки следует признать:

а) постоянный контакт контролера с хозяйственной дейст­вительностью;

б) встречную сверку документов и операций;

в) рассмотрение хозяйственных процессов, балансовых счетов и различных сфер деятельности в их взаимной связи;

г) проверка контролирующих регистров и их связей с доку­ментами:

д) рассмотрение хозяйственных явлений и процессов в дина­мике;

е) сопоставление однородных фактов;

ж) нормативную проверку затрат;

з) опрос участников хозяйственных операций;

и) метод всесторонней проверки фактов;

к) метод рабочих гипотез.

А) Постоянный контакт с действительностью означает обязан­ность ревизора не замыкаться в кругу документов, не прида­вать контролю кабинетный характер. Ревизору нужно при про­верке всех документов учитывать конкретную обстановку и ус­ловия деятельности предприятия, особенности взаимоотношения должностных лиц, связи с другими предприятиями.

Б) Встречная сверка документов является действенным средством выявления документальных подлогов.

В) Аналогичные сверки записей ревизуемой организации и бан­ка выявили факты неоприходования денег, поступивших в кас­су, и связанных с этим подлогов.

Г) Большое значение имеют проверка учетных регистров и сверка с документами. Эта работа в первую очередь дает представле­ние о том, в каком состоянии находится каждый контролирую­щий регистр (журнал, реестр, ведомость) и какие нарушения до­пущены в его ведении.

Д) Многое в процессе хозяйственного контроля открывает про­верка хозяйственных операций на определенную дату в их дина­мике. Сопоставление однородных показателей на различные да­ты показывает, какой процесс развертывается в проверяемой хозяйственной деятельности и, какие последствия он может иметь.

Е) Чрезвычайно плодотворен в ревизионной работе метод сопос­тавления однородных фактов. В другом случае было обнаружено сходство расписок раз­ных лиц. Это оказалось результатом присвоения депонированной заработной платы выбывших лиц.

Ж) При ревизии затрат ревизор обязан применять метод норма­тивной проверки. Это особенно важно при ревизии расхода мате­риалов. Документы, правильно оформленные, но не подтвержден­ные нормативным расчетом, не могут служить основанием для списаний.

З) Опрос участников операций, подписи которых имелись на до­кументах, иногда выявлял подлоги с использованием фамилий лиц, которые ничего об этом и не знали. Так, могут маскировать­ся случаи присвоения и незаконного списания денежных и мате­риальных средств.

И) По операциям, где сталкиваются несколько организаций, нужно получить данные от всех организаций — участников опе­раций.

К) При обнаружении подозрительного явления или документа полезно построить рабочую гипотезу, объясняющую возможную его суть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: