Классификация контроля по видам
Внутренний контроль. Он выступает, как самостоятельная функция управления внутри предприятия отличается глубиной и точностью, поскольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются бухгалтерская, финансовая, другие функциональные службы предприятий в пределах установленной компетенции.
Главное назначение внутреннего контроля — непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.
В системе внутреннего контроля ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией предприятий в форме:
1) предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;
|
|
2) текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей;
3) последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством проводимых совместно с другими функциональными службами ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях (производственных единицах, хозяйствах и т. п.). Следовательно, внутрихозяйственный бухгалтерский контроль является непрерывным, универсальным (сплошным), системным и строго документальным.
Непременное условие повышения эффективности внутрихозяйственного контроля — четкое разграничение ответственности главного бухгалтера и руководителей различных экономических и технических служб предприятия за выполнение функций и задач внутрихозяйственного контроля.
Бухгалтерская служба обладает высшим правом внутреннего финансового контроля. Бухгалтерский учет остается самостоятельной информационной и контрольной подсистемой и в условиях автоматизированной системы управления предприятием, требующей четкой дифференциации функций управления, а не слияния их. Функционирование автоматизированной системы предполагает создание интегрированной системы обработки экономической информации при сохранении достаточно автономных функциональных подсистем, каждая из которых выполняет конкретную целевую функцию управления, решая свои задачи с помощью специфических способов.
|
|
Контрольно-ревизионный отдел проводит периодические тематические проверки:
- во всех цехах — правильности учета выработки, начисления заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности, выплаты депонентских сумм, соответствия данных учета личного состава в цехах и отделе кадров, ведения расчетов с рабочими и служащими и с торговыми предприятиями за товары, проданные им в кредит;
- на складах и в цехах — внезапные частичные или полные инвентаризации товарно-материальных ценностей и остатков незавершенного производства; в жилищно-эксплуатационных участках — проверки расчетов с квартиросъемщиками и др.
Внешний контроль. Это — контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), главными производственными управлениями или другими вышестоящими органами управления за деятельностью подчиненных объединений, предприятий и организаций. Преимущества этого вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства.
Основным направлением современного этапа развития внешнего контроля является усиление его комплексности. В отличие от внутреннего контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внешний контроль носит обычно комплексный характер.
Контрольно-ревизионные службы некоторых вышестоящих организационных звеньев, управлений и отделов выделены в самостоятельные подразделения, подчиненные непосредственно руководителям соответствующих управленческих звеньев.
Объективная необходимость организационного обособления контрольно-ревизионного аппарата вытекает из самой сути финансово-хозяйственного контроля как особого вида управленческой деятельности, характеризующегося целенаправленностью, однородностью содержания и однотипностью способов осуществления.
В контроле применяются разнообразные методы, которые можно объединить в три группы: обследование, документальная проверка и анализ.
Обследование заключается в личном ознакомлении контролера (ревизора) с хозяйством и фактами его деятельности, в опросе должностных лиц, в осмотре мест хранения и в личной проверке ценностей.
Документальная проверка — это изучение всех способов н результатов отражения хозяйственной деятельности, которые представлены в виде документов, других носителей информации, бухгалтерских записей и отчетов. Объектами являются показатели хозяйственной деятельности, выпуск продукции, ее себестоимость, реализация, прибыль, непроизводительные расходы, дебиторская задолженность и т. д.
По данным анализа мы, например, устанавливаем, что в определенный период выросли непроизводительные расходы, недостачи материалов и другие потери. Обращаясь к соответствующим документам, мы выясняем персональную ответственность за эти потери и определяющие их обстоятельства.