Формы осуществления контрольных мероприятий

Классификация контроля по видам

Внутренний контроль. Он выступает, как самостоя­тельная функция управления внутри предприятия отличается глубиной и точностью, поскольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются бухгалтерская, финан­совая, другие функциональные службы предприятий в пределах установленной компетенции.

Главное назначение внутреннего контроля — непре­рывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспе­чение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.

В системе внутреннего контроля ведущая роль при­надлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией предприятий в форме:

1) предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с рас­ходованием денежных и материальных средств;

2) текущего кон­троля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и ин­вентаризаций товарно-материальных и других ценностей;

3) по­следующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством проводимых совме­стно с другими функциональными службами ревизий и тематиче­ских проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях (производственных единицах, хозяйствах и т. п.). Следовательно, внутрихозяйственный бухгал­терский контроль является непрерывным, универсальным (сплош­ным), системным и строго документальным.

Непременное условие повышения эффективности внутрихозяй­ственного контроля — четкое разграничение ответственности глав­ного бухгалтера и руководителей различных экономических и тех­нических служб предприятия за выполнение функций и задач внутрихозяйственного контроля.

Бухгалтерская служба обладает высшим пра­вом внутреннего финансового контроля. Бухгалтерский учет ос­тается самостоятельной информационной и контрольной подсисте­мой и в условиях автоматизированной системы управления предпри­ятием, требующей четкой дифференциации функций управ­ления, а не слияния их. Функционирование автоматизированной системы предполагает создание интегрированной системы обработки экономической информации при сохранении достаточно автономных функцио­нальных подсистем, каждая из которых выполняет конкретную целевую функцию управления, решая свои задачи с помощью специфических способов.

Контрольно-реви­зионный отдел проводит периодические тематические проверки:

- во всех цехах — правильности учета выработки, начисления зара­ботной платы и пособий по временной нетрудоспособности, вы­платы депонентских сумм, соответствия данных учета личного состава в цехах и отделе кадров, ведения расчетов с рабочими и служащими и с торговыми предприятиями за товары, проданные им в кредит;

- на складах и в цехах — внезапные частичные или полные инвен­таризации товарно-материальных ценностей и остатков незавер­шенного производства; в жилищно-эксплуатационных участках — проверки расчетов с квартиросъемщиками и др.

Внешний контроль. Это — контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), главными производственными управлениями или другими вышестоящими органами управления за деятельностью подчиненных объединений, предприятий и орга­низаций. Преимущества этого вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особен­ностям организации, технологии и экономики производства.

Основным направлением современного этапа развития внешнего контроля является усиление его комплексности. В отли­чие от внутреннего контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внешний контроль носит обычно комплексный характер.

Контрольно-ревизионные службы некоторых вышестоящих организационных звеньев, управлений и отделов выделены в самостоятельные подразделения, подчиненные непосредственно руководителям со­ответствующих управленческих звеньев.

Объективная необходимость организационного обособления кон­трольно-ревизионного аппарата вытекает из самой сути финансо­во-хозяйственного контроля как особого вида управленческой дея­тельности, характеризующегося целенаправленностью, однородно­стью содержания и однотипностью способов осуществления.

В контроле применяются разнообразные методы, которые мож­но объединить в три группы: обследование, документальная проверка и анализ.

Обследование заключается в личном оз­накомлении контролера (ревизора) с хозяйством и фактами его деятельности, в опросе должностных лиц, в осмотре мест хра­нения и в личной проверке ценностей.

Документальная проверка — это изучение всех способов н результатов отражения хозяйственной деятельности, которые представлены в виде документов, других носителей информации, бухгалтерских записей и отчетов. Объектами являются показатели хозяйственной деятельности, выпуск продукции, ее себестоимость, реализация, прибыль, непроизводительные расходы, дебиторская задолженность и т. д.

По данным анализа мы, например, устанавливаем, что в оп­ределенный период выросли непроизводительные расходы, недос­тачи материалов и другие потери. Обращаясь к соответствующим документам, мы выясняем персональную ответственность за эти потери и определяющие их обстоятельства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: