Спарта
Характеристика Афин
Афины и Спарта как два центра древнегреческого мира
По Гомеру (гомеровский человек)
Это человек который превосходит других к в физическом и в интеллектуальном плане, он сильный войн, эго отличает стремление к славе, забота о чести, он богат, ценит семейную жизнь и чувствителен к красоте и к искусству, им движет культура стыда. Такой категории как совести в античной культуре еще не существовало
2) по гисиоду. Это мирный земледелец, ему не нужна война, на первом месте у него достижение хозяйственной независимости, достатка, которое может быть достижимо только по средствам труда и бережливость, к красоте такой человек абсолютно равнодушен, его важнейшие черты: работоспособность и хозяйственность.
3) человек по Эзопу. («эзоп – в рабстве рожденный, но по уму благородный»). Желает сохранить хорошее отношение и с сильными и со слабыми мира сего, его богатство – его, для него характерно работоспособность, отсутствие щедрости, он избегает любых рисков, очень осторожен.
|
|
В культуре Древней Греции присутствуют равноправно все три модели. Но приоритетной остается модель гомеровского человека, она была наилучшей и к ней надо было стремиться, она утверждала важнейшие ценности греческого мира.
Афины не знали дискриминации труда, все античные граждане с 20 лет участвовали в дебатах. Повестка дня объявлялась заранее, главная функция была связана с созданием законов, все законы обсуждались в форме судебного процесса и если человек предлагал не самый лучший закон, его могли привлечь к ответственности, критиковать закон мог каждый, что и породило свободу слова. Большую роль в общественной жизни Афин играл суд присяжных, все афинские граждане с 30 лет, в результате формировалось где то 5 тысяч основных судей,тысяча запосных. У афинян не было адвокатов, поэтому сам должен был сам защищаться и обвинять других. Что в конечном итоге приводит к развитию ораторского искусства в афинах и к знанию законов. Афиняне всегда пытались подчеркнуть свои заслуги перед полисом, но у каждого из них были свои обязательства перед ним. Военское обязательство, богатые люди должны были жертвовать средства на проведение состязании, пиршеств. Были лишены каких - либо прав, и женщины тоже (принимать участие в разговорах мужчин было не порядочно)
Биография Аспазия жена перикла.
Это город государство, который противостоял Афинам. В Спарте было 3 сословия: спартанцы, которые правили и воевали, периеки, они ковали оружие, платили налоги, но не правили, илаты, их было намного больше чем самих спартанцев, это были земледельцы.
|
|
Спарта это город ориентированный всегда на войну, здесь не было место ни богатству, ни роскоши, запрещали копить богатство, что приводило к тому, что и периеки и илаты были зачастую богаче, чем сами спартанцы.
Спартанцы внесли большой вклад в развитие военного дела, бой рассматривался как настоящи1 праздник, но среди них не было ни одного выдающегося поэта, скульптора, мыслителя, философа. Спартанцев с 7 лет отдавали в отряды их даже учили воровать, с самого раннего детства, воспитывалась стойкость и мужество, главное наказание розги, но подобные военные дисциплина специфика полицейского государства привело к тупиковому развитию.
Полис в греческом мире наиболее совершенная форма политического устройства, она давала явное преимущество: 1) отличала граждан от неграждан, она привела к расцвету чувства свободы, давала право собственности и в условиях полиса человек ощущал свои безграничные своих возможностей. Полисное сознание привел к расцвету древнегреческого искусства
Культура Древнего Рима на прямую связана с древнегреческой культурой, является ее отражением и в тоже время принципиально от нее отличается.