double arrow

Черты полисного сознания


1. у каждого гражданина складывается особое представление о высокой ценности категории свободы

2. человек оказывается ценным как гражданин который свои личные интересы должен ставить ниже интересов полиса

Общая характеристика понятия античность

1. Важная категория – космологизм

космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.

Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим, поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах

2. ИДЕЯ рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность), раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року, представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному фатализму

Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора, становясь при этот героем.




Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения, оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности, гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер, Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии (культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)

Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа – поэзией, танцами, музыкой.

4. идея состязательности или принцип Агона.

Состязательность пронизывают все сферы деятельности человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия 1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно диалектика сегодня.

ДЗ Леви Рифеншталь Олимпия

Как преломляется идея состязательности

5. Праздничность и зрел античной культуры

Праздники, посвященные тем или иным богам. Например, Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда. Переодевали крестьянина и он в роли ходил затем его поедал настоящий зверь – зрители улюлюкают.

· Пайдейя – все что имеет отношение к воспитанию человека. В античной Пайдейе 2 аспекта:

a. Воспитание в духе отцов – в рамках традиции, существующей в полисе.

b. Проявление божественности – воспитание божественного в человеке. То есть если ты что-то умеешь хорошо и побеждаешь, преуспеваешь в этом, то ты равен богу, делаешь это лучше всех. Все философы. Актеры, ученые являлись уже божественными при жизни. Т.к. в их таланте проявлялась нечто божественное.







Сейчас читают про: