ТЕМА 6 Организация ревизионной работы на объектах железнодорожного транспорта
Организация ревизионной работы на железнодорожном транспорте до 2004 года регламентируется приказом МПС РФ от 01.09.2000 г. № 24Ц «Об утверждении и введении в действие Положения о контроле и внутреннем аудите финансово-хозяйственной деятельности на федеральном железнодорожном транспорте» (далее Положение).
Согласно Положению «под контролем и внутренним аудитом финансово-хозяйственной деятельности понимается система ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций железнодорожного транспорта, проверок отдельных функций или отдельных финансово-экономических операций и осуществления консалтинговой деятельности в организациях». Ревизия определена как «система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности».
Основной задачей контроля и внутреннего аудита Положение выделяет исключение нарушений законодательства, в том числе в действиях руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых возложено осуществление управленческих функций в сфере финансово-хозяйственной деятельности, путем проведения ревизий и проверок, в целях выявления резервов и устранения непроизводительных потерь, обеспечения экономного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, сохранности имущества, правильности постановки и ведения бухгалтерского учета.
До проведения реформирования отрасли железнодорожного транспорта общая организация и методическое обеспечение контроля и внутреннего аудита на железнодорожном транспорте, а также назначение и проведение ревизий и проверок осуществлялись Центром контроля и внутреннего аудита на федеральном железнодорожном транспорте (Центром «Желдорконтроль»).
Назначение и проведение ревизий и проверок осуществляются также филиалами Центра «Желдорконтроль».
Начальник Центра «Желдорконтроль» или руководитель его филиала в соответствии с утвержденными планами или отдельными решениями МПС России назначает проведение ревизии, проверки своим приказом.
Специалисты Центра «Желдорконтроль» и его филиалов при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от руководителей тех организаций, деятельность которых подвергается ревизии или проверке.
Ревизующий должен проверить:
ü наличие в бухгалтерии инструктивных материалов по различным разделам учета;
ü своевременность поступления в бухгалтерию первичных документов, правильность и полноту их оформления, обеспечение сохранности обращающихся внутри предприятия документов и тщательность проверки при поступлении их в бухгалтерию;
ü соблюдение плана счетов и инструктивных указаний по бухгалтерскому учету, правильность составления бухгалтерских проводок, качество оформления бухгалтерских записей;
ü применение журнально-ордерной формы счетоводства и сальдового метода учета материалов, правильность ведения записей в бухгалтерских регистрах, тождественность данных бухгалтерских регистров аналитического учета и данных синтетического учета (главной книги и баланса).
Проверяется проводимая работа по автоматизации бухгалтерского учета. Если учет механизирован, проверяется соблюдение требований по оформлению первичных документов при автоматизированной их обработке, а также качество выдаваемых платежных ведомостей и других документов.
Необходимо проверить соблюдение сроков и качество представленной в управление и отделение дороги бухгалтерской отчетности, своевременность и качество проведения инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса. При этом особое внимание должно быть обращено на проверку достоверности отчетных данных по выполнению плановых заданий по основным объемам и качественным показателям работы, а также финансовым результатам как в целом, так и по видам деятельности (перевозки, подсобная деятельность и др.).
Таков порядок проведения ревизии в структурных подразделениях железнодорожного транспорта до 2004 года.
Программой реформы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 г. № 384, определено выделение единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД». Порядок деятельности открытых акционерных обществ определяется федеральным законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
7.2. Порядок проведения ревизии в акционерном обществе «Российские железные дороги»
В ходе реформирования отрасль реорганизовалась в министерство транспорта и ОАО «Российские железные дороги». В связи с этим предполагается изменить форму внутреннего контроля.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор).
Принятие решения по избранию членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий - исключительная компетенция общего собрания акционеров (участников) общества. При этом в акционерном обществе по смыслу ст. 47 ФЗ «Об акционерных обществах» избрание ревизионной комиссии обязательно независимо от количества акционеров.
Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, который утверждается общим собранием акционеров. Как правило, это положение о ревизионной комиссии (ревизоре) общества.
Положение о ревизионной комиссии открытого акционерного общества «РЖД» утверждено распоряжением правительства РФ от 25.02.2004 г. № 265-р. Данным документом определены:
- компетенция ревизионной комиссии;
- состав ревизионной комиссии;
- порядок проведения проверок;
- обеспечение деятельности ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия общества «РЖД» является постоянно действующим органом, осуществляющим контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Основными задачами ревизионной комиссии являются:
1) осуществление контроля за формированием достоверной финансовой и бухгалтерской отчетности общества и иной информации о его финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении;
2) осуществление контроля за соответствием законодательству Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представлением обществом финансовой и бухгалтерской отчетности и информации в соответствующие органы и акционеру;
3) выработка предложений по повышению эффективности управления активами общества и иной финансово-хозяйственной деятельности общества, обеспечение снижения финансовых рисков, совершенствование системы внутреннего контроля.
Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом общества, решениями общего собрания акционеров и совета директоров общества, настоящим Положением и внутренними документами общества.
Ревизионная комиссия должна строить свою деятельность на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности и ответственности.
Согласно действующему Положению в функции ревизионной комиссии входит:
1) осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности за год, а также в любое время по своей инициативе, решению совета директоров общества или по требованию акционера;
2) проверка и анализ финансового состояния общества, его платежеспособности, функционирования системы внутреннего контроля и системы управления финансовыми и операционными рисками, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;
3) подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности и иных отчетах, а также других финансовых документах общества;
4) проверка порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой и бухгалтерской отчетности при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности общества;
5) проверка своевременности и правильности ведения расчетных операций с контрагентами, бюджетами всех уровней, а также расчетных операций по оплате труда, социальному страхованию, начислению и выплате дивидендов;
6) проверка законности хозяйственных операций, осуществляемых обществом по заключенным от его имени сделкам;
7) проверка эффективности использования активов и иных ресурсов общества, выявление причин непроизводительных потерь и расходов;
8) проверка выполнения предписаний ревизионной комиссии по устранению выявленных нарушений;
9) проверка соответствия решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, принимаемых президентом, советом директоров и правлением общества, уставу общества и решениям общего собрания акционеров;
10) разработка для совета директоров и правления общества рекомендаций по формированию бюджетов общества и их корректировке;
11) решение иных вопросов, отнесенных к компетенции ревизионной комиссии Федеральным законом «Об акционерных обществах», уставом общества и настоящим Положением.
Ревизионная комиссия вправе вносить предложения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности общества для включения их в планы работы органов управления общества, требовать в установленном порядке созыва заседания правления или совета директоров общества, общего собрания акционеров в случае, если возникла угроза экономическим интересам общества или выявлены злоупотребления со стороны его должностных лиц.
Программа ревизии организации железнодорожного транспорта строится по тем же основным принципам, что и ревизия любого промышленного предприятия с учетом особенностей системы бухгалтерского и налогового учета отрасли. Приемы и методы ведения бухгалтерского учета в структурных подразделениях отрасли транспорта отражены в Учетной политики ОАО «РЖД», утвержденной президентом организации.
Согласно требованиям закона «Об акционерных обществах» ревизионная комиссия ОАО «РЖД» должна ежегодно подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности организации. В этих целях создается отдельное контрольно-ревизионное подразделение в структуре общества.
Основные этапы ревизионной проверки определяются в соответствии с особенностями деятельности филиалов, структурных подразделений как обособленных структурных единиц организации. При проведении ревизии в структурных подразделениях железнодорожного транспорта необходимо учесть, что основным их продуктом является транспортная услуга по перевозке грузов и пассажиров. Кроме того, согласно Уставу ОАО «РЖД» общество включается большое разнообразие видов деятельности помимо транспортной услуги. Сложность в проведении ревизии структурных подразделений заключается в том, что они лишены статуса юридического лица. Поэтому значительная часть расчетов составляют внутрихозяйственные расчеты между филиалами, структурными подразделениями и дочерними предприятиями.
Программа ревизии строится по общему принципу с учетом особенностей каждого отдельно взятого структурного подразделения, филиала.