ТЕМА 7. Порядок составления обобщающего документа о результатах ревизии
Оценка состояния бухгалтерского учета в организации железнодорожного транспорта
Перед началом ревизии необходимо ознакомиться с организацией работы бухгалтерии, укомплектованностью штатов, распределением обязанностей между работниками бухгалтерии, наличием должностных инструкций, текучестью кадров.
Необходимо обратить внимание на обеспечение бухгалтерии законодательными документами, инструкциями и другими действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Для того, чтобы определить основные приемы ревизии, ревизору следует ознакомиться с применяемыми формами бухгалтерского учета, автоматизацией учетного процесса, применением унифицированных форм первичной учетной документации.
Ревизор выявляет своевременность предоставления первичных документов другими подразделениями, знакомится с актами предыдущих проверок.
В завершении этого этапа делается общий вывод о соблюдении порядка ведения учета и о состоянии системы внутреннего контроля организации.
|
|
Результаты комплексной ревизии оформляются промежуточными и основным актами.
Промежуточный акт составляется для оформления результатов ревизии какого-либо участка деятельности ревизуемого предприятия в процессе проверки всей совокупности объектов контроля. Так, промежуточные акты составляются по результатам ревизии кассы, инвентаризации материальных ценностей, готовой продукции и основных средств, наличия денег у подотчетных лиц, состояния расчетов с дебиторами и кредиторами, работы вспомогательных производств, при контрольных обмерах и проверках качества выполненных строительно-монтажных работ и т. п.
Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятельности ревизуемого предприятия, и должностными лицами, отвечающими за этот участок работы. Обобщенные данные промежуточных актов отражаются в основном акте комплексной ревизии. Промежуточные акты пронумеровываются и прилагаются к основному акту, в котором отражаются результаты проведенной комплексной ревизии.
Основной акт предназначен для оформления и отражения результатов комплексной ревизии экономической деятельности предприятия. Основной акт служит основанием для принятия решения руководителем ревизующего органа по результатам проведенной ревизии.
В основной акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты. Он должен быть написан простым и ясным языком, а изложенные в нем факты недостатков в работе, бесхозяйственности, расточительства, преступной халатности, нарушений и злоупотреблений должны быть освещены сжато, точно и объективно. По каждому факту, отраженному в акте, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на нарушение нормативного регулирования, а также объяснениями должностных лиц они обосновываются, кто допустил нарушение (должность, фамилия, имя и отчество); каким образом было отдано это распоряжение; размер нанесенного материального ущерба или другие последствия. В акте ревизии нельзя отражать факты, основанные на заявлениях отдельных лиц и не подтвержденные документальными данными.
|
|
Акт документальной ревизии составляется в 2—3 экземплярах, при этом один экземпляр направляется в вышестоящую организацию, второй — остается в ревизуемой организации, а третий при необходимости передается непосредственно в правоохранительные органы.
Наравне с другими материалами акт ревизии будет оцениваться в процессе предварительного и судебного следствия. В процессе доказывания материалы ревизии широко используются при установлении суммы ущерба, причиненного преступлением; способов сокрытия недостач и хищений в документах и записях учета; при уточнении круга лиц, принимавших участие в преступлении.
Акты документальной ревизии в обязательном порядке используются и при доказывания преступлений, совершенных работниками ревизионного аппарата.
Окончательная редакция излагаемых фактов нарушений принимается после получения от виновных должностных лиц соответствующих объяснений и перепроверок их возражений по существу.
Излагая материалы ревизии, нельзя прибегать к формулировкам, квалифицирующим действия должностных лиц ревизуемого предприятия. Основной акт ревизии не следует загромождать описанием структуры ревизуемого предприятия, изложением отчетных показателей.
В основном акте ревизии излагаются итоговые данные и содержание этих нарушений, и делается ссылка на соответствующее приложение.
Приложения к основному акту ревизии подписывают ревизор, главный бухгалтер и другие должностные лица ревизуемого предприятия, ответственные за приведенные факты.
В основном акте ревизии не должно быть помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.
Построение основного акта комплексной ревизии строго не регламентировано. Во внутренних инструкциях о порядке проведения ревизий экономической деятельности приводятся схемы основных актов комплексной ревизии.
Акт может содержать следующие разделы:
Вступительная часть (наименование и подчиненность ревизуемого предприятия, состав ревизионной группы, на основании какого документа проведена ревизия, за какой период, фамилии и инициалы руководителей ревизуемого предприятия и время их работы в ревизуемом периоде, какие участки деятельности подвергнуты сплошной проверке и др.);
Основная часть, в которой обоснованно отражаются все факты нарушений со ссылкой на нормативные документы. Все замечания могут располагаться по разделам проверки.
Выводы и предложения, где содержаться общие выводы по проведенной ревизии, предложения по недопущению выявленных нарушений в организации.
Получив письменное возражение, ревизионная группа рассматривает его, при надобности перепроверяет оспариваемые факты и дает соответствующее заключение, ссылаясь на достоверные документальные данные.
Основной акт комплексной ревизии, выводы и предложения по ее результатам руководитель ревизионной группы сдает руководителю контрольно-ревизионной службы ревизующего органа, который делает отметку на последней странице акта ревизии: «Акт ревизии принят» (ставится подпись и дата принятия акта).