Ревизия (аудит) наличия и сохранности основных средств

Источниками ревизии движения основных средств являются:

– первичные документы на поступление, перемещение и выбытие основных средств: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, требования-накладные внутреннего перемещения, акты приема-передачи основных средств, акты ввода в эксплуатацию, акты на списание основных средств;

– регистры аналитического и синтетического учета: инвентарные карточки учета основных средств (отдельно для зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств); опись инвентарных карточек по учету основных средств; расчет износа по поступившим и выбывшим основным средствам; расчет износа по автотранспорту; расчет износа основных средств; ведомости начисления износа; журналы-ордера;

– договоры поставки, купли-продажи, аренды, заявления на приобретение основных средств, акты оценочных комиссий, акты приема-сдачи отремонтированных объектов;

– статистическая отчетность предприятия, годовой отчет предприятия, Главная книга, оборотно-сальдовый баланс.

Законность поступления основных средств определяется путем сопоставления оприходованных объектов с перечнем, предусмотренным
в титульном списке на строительство или в заявке на приобретение техники и оборудования.

Если установлено расхождение, необходимо выяснить их причины, последствия и виновных в этом должностных лиц.

Целесообразность приобретения основных средств определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования. Операции по поступлению и выбытию основных средств, при возможности, проверяются сплошным способом по каналам поступления и выбытия. При проверке операций по поступлению объектов строительства устанавливают соответствие характеристик каждого возводимого объекта проектно-сметной документации, а также, нет ли превышения фактической стоимости того или иного объекта над сметной стоимостью при строительстве хозяйственным способом. Для этого данные актов приема-передачи основных средств сопоставляют с проектно-сметной документацией и с записями в регистрах аналитического учета по счету 11 «Вложение во внеоборотные активы».

В необходимых случаях в ходе ревизии проводится контрольный обмер выполненных работ и проверяется их объем в натуре.

Проверку правильности оприходования объектов при строительстве хозяйственным способом целесообразно проводить одновременно с проверкой обоснованности списания строительных материалов.

При проверке полноты оприходования технических средств ревизору необходимо установить:

– создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств;

– как на предприятии налажен контроль за техническим состоянием принимаемых машин, т.е. проверяется ли наличие положенного по техническому паспорту комплекта инструментов, не принимаются ли разукомплектованные машины;

– приведен ли перечень основных средств при поступлении их в качестве взносов в уставный капитал, где указывают первоначальную стоимость, износ и оценку согласно данным экспертизы. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты;

– оформлен ли договор купли-продажи основных средств физического лица с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;

– есть ли расшифровка предметов, входящих в комплект при приобретении основных средств, в инвентарной карточке;

– пересчитывается ли первоначальная стоимость предметов, приобретенных за валюту, по курсу в рублях на момент приобретения;

– есть ли при поступлении основных средств в безвозмездном порядке письменное подтверждение об их оприходовании, где указываются их первоначальная стоимость и износ.

Одновременно проверяется своевременность оприходования поступивших основных средств, правильность отражения этих операций в бухгалтерском учете. Для чего необходимо сопоставить даты, указанные в первичных документах, с датами отражения этих операций в журнале-ордере 13. Несвоевременное оприходование объектов влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к искажению себестоимости продукции.

Правильность оценки основных средств определяют на основании первичных документов на поступление основных средств. Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в практике учета основных средств применяются три вида оценки: первоначальная, восстановительная и остаточная.

Затем тщательной проверке подлежит установление реальности статьи баланса «Основные средства», для чего необходимо сверить данные инвентарных описей с данными Главной книги по счету 01 и статьи баланса по соответствующему счету.

При проверке операций по выбытию основных средств ревизором устанавливается прежде всего создана ли на предприятии приказом руководителя постоянно действующая комиссия по определению непригодности списываемых основных средств для дальнейшего использования, всегда ли участвуют в составе комиссии представители ГАИ (при списании транспортных средств), ликвидируются ли списываемые объекты, приходуются ли пригодные запасные части, узлы, металлолом.

Все акты на списание основных средств должны сверяться с техническими паспортами. Особое внимание уделяется наличию мотивированного заключения комиссии, наличию подписей всех членов комиссии.

Тщательно проверяется полнота оприходования материальных ценностей, поступивших от разборки списываемых основных средств. Для этого необходимо сопоставить данные расчета результатов ликвидации основных средств (это указано на обратной стороне акта) с данными накладных на оприходование запасных частей, лома и т.д.

Согласно действующему законодательству, неиспользуемые основные средства могут быть реализованы. Следует проверить, предпринимались ли предприятием какие-либо меры по их реализации. Проверить их обоснованность.

При проверке операций по безвозмездной передаче основных средств проверяется наличие доверенности получателя, в отдельных случаях – разрешения вышестоящих органов, правильность определения износа с учетом эксплуатации, фактическая дата списания с баланса предприятия.

В условиях рыночной экономики важно реально оценить активы предприятия. Поэтому в процессе проверки ревизору необходимо выяснить, проводилась ли предусматриваемая Правительством Республики Беларусь переоценка имущества, правильность применения коэффициентов перерасчета балансовой стоимости объектов и отражение восстановительной стоимости в бухгалтерском учете.

Приступая к ревизии переоценки, ревизор должен проверить сроки проведения переоценки, установить, с помощью какого метода проводился пересчет стоимости основных средств; наличие и достоверность документов, подтверждающих рыночную стоимость; первичные документы по переоценке основных средств.

Порядок проведения переоценки основных фондов организации предусматривает единые правила проведения переоценки для предприятий всех форм собственности.

При переоценке изменяются первоначальная стоимость (после переоценки называемая восстановительной стоимостью), остаточная стоимость и сумма износа основных фондов. При этом следует учитывать, что процент износа не изменяется, т.е. пропорциональное соотношение восстановительной, остаточной стоимости и суммы износа после переоценки должно сохраниться таким же, как и до переоценки.

Переоценка по усмотрению организации проводится: путем индексации первоначальной стоимости с использованием коэффициентов пересчета, публикуемых Госкомстатом, по состоянию на 1 января; путем прямого пересчета первоначальной стоимости в цены, складывающиеся на
1 января, на соответствующие виды аналогичных основных средств.

При проведении переоценки индексным способом необходимо первоначальную стоимость умножить на соответствующий коэффициент. Для определения износа необходимо найти соотношение в процентном выражении между первоначальной стоимостью и износом, после чего восстановительную стоимость умножить на полученное процентное соотношение.

Если проверяемое предприятие при переоценке основных средств использовало способ пересчета, то ревизор проверяет документы и материалы, подтверждающие рыночную цену. Такими документами могут быть справки с завода-изготовителя с прибавлением расходов по перевозке и монтажу оборудования, справки от торговых организаций об уровне цен, сведения об уровне цен на данные виды средств, опубликованные в печати или каталогах, а также экспертные заключения о рыночной стоимости зданий и сооружений, остальных средств.

При применении метода прямой оценки могут быть использованы документально подтвержденные цены соответствующего объекта в иностранной валюте на дату переоценки, которая пересчитывается по курсу Национального банка на 1 января в белорусские рубли. Необходимо помнить, что переоценке подлежат и безвозмездно полученные основные средства в соответствии с датой их первого приобретения.

Первичным документом по переоценке основных средств является ведомость переоценки, куда из инвентарных карточек или описей записывается каждый объект, а после переоценки составляется акт о результатах переоценки, на основе которого составляются записи по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января.

Ревизор обязан проверить правильность отражения результатов переоценки основных средств на счетах бухгалтерского учета.

14. Ревизия (аудит) учета расчетов с поставщиками
и подрядчиками

Приступая к проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен в первую очередь сверить сальдо счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» журнала-ордера № 6 с данными того же счета в Главной книге, а при наличии расхождений установить их причины. Затем следует ознакомиться с ведением журнала-ордера № 6 и установить, правильно ли он ведется. При этом аудитор должен знать, что в журнале-ордере № 6 применяется линейно-позиционный способ бухгалтерских записей, т.е. что по одной строке записывается сумма, причитающаяся к оплате поставщикам по каждому счету, и по этой же строке записывается оплаченная сумма. В журнале-ордере № 6 записи операций по кредиту счета 60 ведутся в течение текущего месяца, а по дебету этого счета – в течение одного или двух месяцев. Если журнал-ордер № 6 ведется по дебету в течение двух месяцев, то неоплаченные счета переносятся в журнал-ордер, который открывается в третьем месяце.

После проверки указанных вопросов надо изучить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. Например, полученные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги должны быть документально надлежащим образом оформлены счетами-фактурами, платежными требованиями, актами или справками приемки выполненных строительно-монтажных работ и т.д.; операции по оплате счетов платежных требований должны соответствовать выпискам банка или другим денежным документам.

При проверке расчетов с поставщиками необходимо убедиться в своевременности, полноте и правильности оприходования полученных от поставщиков ценностей, соблюдении действующих цен и тарифов.

Изучая записи в журнале-ордере № 6, следует обратить внимание на дебетуемые счета (04, 08, 10, 16, 20, 23, 25, 26 и др.) в корреспонденции с кредитом счета 60. При проверках имеют место случаи, когда транспортные расходы, различные наценки относят не на стоимость материалов (счета 10, 16), а на затраты производства (счета 20, 23, 25, 26, 44).

В процессе проверки обращается внимание на реальность числящейся кредиторской задолженности поставщикам. Имеют место случаи, когда кредиторская задолженность, возникшая в отчетном году в результате неправильных записей на счетах бухгалтерского учета, в следующем году списывается с баланса путем уменьшения (красного сторно) дебетуемых счетов. По кредиторской задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком выявляют соблюдение сроков исковой давности. Следовательно, надо установить, имеется ли кредиторская задолженность поставщикам с истекшими сроками исковой давности, определяемая путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством.

При проверке записей в журнале-ордере № 6 надо обратить внимание на наличие дебетовых сальдо по отдельным поставщикам и красных кредитовых сальдо. Как правило, они возникают в результате неправильного отражения хозяйственных операций по расчетам с поставщиками на счетах бухгалтерского учета.

При проверке расчетов с субподрядными организациями следует установить достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах. Такая проверка производится по данным ведомости № 5 «Расчеты с заказчиками (генподрядчиками) за выполненные работы».

В процессе проверки устанавливается реальность числящейся задолженности субподрядным организациям за выполненные работы. Субподрядные организации в соответствии с правилами о договорах подряда возмещают генеральным подрядным организациям различные услуги, а именно: обеспечение технической документацией, приемку и сдачу заказчику выполненных субподрядчиком работ, осуществление пожарно-сторожевой охраны, обеспечение нетитульными временными зданиями и сооружениями и др. Порядок предоставления услуг определяется сторонами в особых условиях к договору субподряда. Субподрядчики возмещают эти расходы генподрядчику в установленных процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ.

Генподрядные организации отражают возмещаемые субподрядными организациями услуги на счете 90 «Реализация», а субподрядные – относят возмещаемые расходы на себестоимость строительно-монтажных работ по статье «Накладные расходы». При проверке надо установить, правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: