double arrow

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

1

Декабря во время встречи М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина обсуждались вопросы, связанные с прекращением деятельности союзных структур.25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлем был спущен красный союзный флаг и заменен на трехцветный российский.

Августа 1991 года ВС УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством, заявив что с этого момента действующими на территории являются лишь Конституция, законы, акты, постановления республики. В тот же день о своей независимости провозгласила и Белоруссия, 27 августа это сделала Молдавия.30 -го августа Азербайджан, 31-Киргизия и Узбекистан. Грузинский лидер З. Гамсахурдия выступил с требованием чтобы мировое сообщество фактически и юридически признало независимость Грузии. Верховные палаты Литвы, Латвии и Эстонии, еще 20-21 августа заявили о своей независимости и восстановлении Конституций, действовавших до 1940 года. Независимость трех последних Россия признала уже 24 августа.

Утром 19 августа Центральное телевидение и Всесоюзное радио сообщили о том, что М.С. Горбачев тяжело болен, и не может выполнять свои обязанности, поэтому вице-президент Г. Янаев назначен исполнять обязанности президента СССР. В связи с ростом центробежных тенденций и необходимостью предотвращения хаоса и соблюдения порядка, указом Янаева в СССР вводилось чрезвычайное положение, а высшая власть в стране передавалась Государственному комитету по чрезвычайному положению ГКЧП. Заговорщики опирались на поддержку председателя Верховного Совета СССР Лукьянова.

Около 7 часов утра 19 августа подразделения 2-ой Таманской мотострелковой дивизии общей численностью 2107 человек, 127 танков, 169 БМП и БТР, и 4-ой Кантемировской танковой дивизии общей численностью 1702 человек и 235 танков,129 БМП и БТР, двинулись к Москве. К 12 часам дня войска взяли под контроль все ключевые объекты жизнеобеспечения столицы. Таким образом,19 августа 1991 года процесс демократических реформ в стране был прерван. Страна была поставлена на грань гражданской войны. Организаторы ГКЧП пытались лишить народ свободы, веры в перспективы демократии. В ответ тысячи людей пришли к Дому Советов России (который журналистами принято называть Белым Домом) - резиденции всенародно избранного президента РФ Б.Н. Ельцина. Перед зданием КГБ на Лубянке тотчас же снесли памятник Дзержинскому. Борьбу в защиту Конституции СССР, против путчистов возглавило демократическое ядро Верховного Совета РСФСР, президент Б.Н. Ельцин. Листовки и газеты демократических сил опубликовали 19-20 августа Указы Б.Н. Ельцина, в которых он призывал не признавать ГКЧП и активно бороться против власти незаконного комитета Крючкова-Янаева. Судьба путча во многом зависела от армии. В ней произошел раскол: небольшая часть признала власть ГКЧП, были введены войска в Москву, но большая часть военных придерживалась нейтралитета или отказывалась выполнять приказы ГКЧП, не желая выступать против собственного народа.

Первоначальный план заговорщиков строился на том, что власть они захватят "тихо", путем бескровного "дворцового переворота". Задача танковых подразделений в Москве, была ограничена приказом "охраны объектов" и по существу состояла в том чтобы внушить страх населению, парализовать любые попытки сопротивления. Но план сорвался: народ не склонил головы. Надо было срочно менять планы, тактику поведения. Плохие новости породили у членов ГКЧП растерянность и разногласия: одни требовали идти напролом, другие колебались и были склонны признать провал своих планов.

Утром 20 августа Крючков предложил план захвата Дома Советов. Это должна была быть совместная операция армии, КГБ и МВД под условным названием "Гром", она планировалась на 1 час ночи 21 августа, но так и не состоялась. Проведению операции помешали два обстоятельства: во-первых, раскол в армии, в результате чего контроль ГКЧП над армией был фактически утрачен. Ситуация в армии была сложнее чем могла показаться на первый взгляд - при сохранении свойственной ей дисциплины и субардинации, здесь как и в обществе существовали различные политические симпатии, которые проявлялись менее открыто, но в определенные моменты оказывали значительное влияние на события. Так произошло и в августе 1991 г. когда в составе армейского руководства идейно-политического единства уже не существовало.

А во-вторых, несогласованность и нежелание путчистов взять на себя ответственность за "большую кровь". Армия ждала действий КГБ, КГБ - действий армии, а МВД и тех и других. Операция "Гром", как и путч в целом провалилась, 21 августа рычаги реальной власти взяли в свои руки так называемые демократы. Лидером победившего демократического большинства был Б.Н. Ельцин.

Старая система власти рухнула почти моментально. Это у многих вызвало удивление, некоторые даже утверждали что путч-всего лишь миф, спектакль для "простой публики". Но это не так. Путч был острой и настоящей схваткой. А быстрота падения коммунистического режима свидетельствует о том, что так рухнуть только прогнивший режим, окончательно потерявший народное доверие.

После августовского кризиса сложилась ситуация когда принимаемые лидерами решения определялись не конституцией и законами СССР, а реальными соотношениями сил и политической целесообразностью. С конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают что в действительности Советский Союз умер сразу после "августа" формально продолжая существовать до конца года.

Со 2-по 5 сентября 1991 г. работал пятый внеочередной съезд народных депутатов который юридически закрепил пост кризисную ситуацию. Из решений съезда следовало: Принималась новая конституция, страна вступала в новый период и назначались новые органы власти. В рамках этого переходного периода разрешалось подготовить и подписать всеми желающими республиками договор о союзе суверенных государств, в котором каждая из них сможет самостоятельно определять формы своего участия. Выступавшие руководители просили поддержать намерение их республик вступить в ООН и стать полнокровными субъектами международного права.

Не смотря на оптимизм лидеров, у многих делегатов складывалось ощущение что они присутствуют на "собрании обреченных", на "похоронах Советского Союза". И действительно съезд принял конституционный закон "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период". Он предусматривал прекращение деятельности высших органов государственной власти СССР -Съезда и Верховного Совета, обладавших правом принятия общих для всех республик законов. В соответствии с законом был создан Госсовет СССР с участием президента СССР и высших должностных лиц республик, которому на неопределенный по времени "переходный период", передавались реальные функции управления. Оценивая происходящее президент России заявил, что наступает конец длившейся более года между республиками и союзным Центром "холодной войны".

Создание Госсовета СССР легализовало положение существовавшее с конца апреля 1991 года, когда начался Новоогаревский процесс. Именно тогда важнейшие вопросы будущего Союза стали обсуждаться за закрытыми дверями в узком кругу высших руководителей республик, которые далеко не всегда информировали о происходящем на переговорах представительные органы. На практике Госсовет стал не органом для "согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы" как декларировалось изначально, а институтом в рамках которого оформляли свое движение к полной независимости почувствовавшие "вкус свободы" республики.

23 августа 1991 года Б.Н. Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", положения которого позднее развиты в серии других актов и привели к фактическому запрещению КПСС. Основанием для подготовки указа послужила уверенность в том что КПРФ поддержала ГКЧП в государственном перевороте. МВД и Прокуратура получили указание провести расследование фактов антиконституционной деятельности компартии РСФСР. Согласно указу президента от 25 августа 1991 года "Об имуществе КПСС и Компартии", все недвижимое и движимое имущество, включая денежные и валютные счета, становились государственной собственностью России". В этот же день Горбачев объявил о сложении с себя полномочий Генерального секретаря и призвал партию само распуститься, эти события вызвали цепную реакцию в союзных республиках. До конца августа деятельность компартии была приостановлена в Белоруссии, Грузии, Киргизии, Эстонии; запрещены компартии на Украине, Молдавии и Литве. Процесс "департизации" республик в основном завершился к середине сентября 1991 года.

Одним из компонентов демонтажа союзных структур стало назначение на высшие должности СССР, только лиц которых поддерживало российское руководство. Горбачев был лишен права самостоятельно выбирать людей по своему усмотрению. "У нас уже есть горький опыт, август нас многому научил, поэтому теперь прошу вас все кадровые изменения - по согласованию со мной" - заявил ему российский президент после возращения того из Фороса. Определился и главный критерий выдвижения на главные должности: отношения к ГКЧП и степень поддержки российского руководства в августовские дни наступил 1991 года. Шанс на назначение получали лишь те, кто активно выступил на стороне Белого Дома, "нейтральные" кандидатуры не рассматривались.

25 августа приказом Горбачева был ликвидирован Совет Министров СССР, а вместо него создан Комитет оперативного управления народным хозяйством, который возглавил Российский премьер-министр Силаев. И.С. создание комитета и назначение его руководства обозначили еще одну важную после августовскую тенденцию -перевод советских структур под управление российских органов власти. Тем самым преодолевалось "двоевластие", существовавшее на территории республики более года. До конца 1991 года под юрисдикцию России перешли органы гражданской и военной прокуратуры, министерство финансов и Госплан СССР.

В августе-ноябре 1991 года развернулось реформирование КГБ. Оно шло по двум направлениям. Первое - дезинтеграция, раздробление КГБ на ряд самостоятельных ведомств и лишение его монополии на все виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности. Предполагалось "разорвать" комитет на части (В.В. Бакатин), которые находясь в прямом подчинении главе государства, конкурировали и уравновешивали бы друг - друга. Второе направление - дезинтеграция или вертикальная дезинтеграция, предоставление самостоятельности республиканским органам безопасности в сочетании главным образом координирующей работой межреспубликанских структур.

Уже в августе КГБ был лишен нескольких десятков тысяч войск специального назначения. Служба охраны преобразована в Управление охраны при аппарате президента СССР.29 августа произошло выделение из КГБ комплекса управлений, отвечавших за правительственную связь, шифровку и радиоэлектронную разведку. На их базе создан Комитет правительственной связи при Президенте СССР. После этих сравнительно небольших по масштабам, структурных изменений дошла очередь и до самых крупных подразделений Комитета разведки, контрразведки и пограничных войск.

11 сентября вместо Коллегии КГБ создан координационный совет в составе председателей комитетов республик. Республиканские органы власти получили право самостоятельно назначать председателей своих комитетов которые фактически становились автономными руководителями с большими полномочиями. К началу декабря большинство союзных структур были либо ликвидированы, либо поделены, либо перешли под юрисдикцию России, либо просто были дезорганизованы. Как отмечал в начале декабря 1991 года С.М. Шахрай, к тому моменту "юридически и фактически существование Союза не может быть доказано».

28.2. Оформление Российской государственности и права.

Среди проблем становления новой российской государственности можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера.

В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия — правовое государство). Однако на практике Конституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила правовое российское государство. В этом отношении она является в большей степени программным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих общественных отношений.

Хотя по Конституции Россия — это демократическое государство с республиканской формой правления, но в действительности мы имеем дело с «президентской республикой», в которой глава государства обладает огромными полномочиями по формированию Правительства и выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих Президента лиц, а Правительство России — мало самостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска.

Кроме того, некоторые аналитики считают, что, как и раньше, Конституция нужна властям, прежде всего, для защиты от своих политических противников.

В XX в. в России сменилось пять Конституций. Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегическое развитие страны на десятилетия, а то и на века. Но для России оказалась нужной именно такая непостоянная конституция. Основной закон у нас менялся тогда, когда руководителям государства становился нужен новый инструмент борьбы со своими политическими противниками.

В этом смысле ленинская Конституция 1918г. была самой откровенной. Эта Конституция отвергала демократию, в частности, принцип тайного голосования и разделения власти на ветви как «пережитки буржуазного парламентаризма». В таких условиях редко кто отважился выступать против властей, а кто высказывал свое несогласие с ними, того объявляли «контрой», с которой поступали по законам революционного времени.

Следующая Конституция, уже СССР, принятая в 1924 г., мало чем отличалась от предыдущей, поскольку сохранились задачи превращения страны в мощный плацдарм для мировой революции.

В 1936 г. была, принята сталинская Конституция, которая должна была решать новые задачи. В условиях тоталитаризма партия превратилась из «ордена меченосцев» в широкий общегосударственный институт, вобравший наиболее активную часть населения. В это время наибольшую угрозу для сталинского режима стала создавать старая «ленинская гвардия», которая не готова была последовательно претворять в жизнь решения «мудрого вождя».

Измененная сталинская Конституция позволила нейтрализовать старую «ленинскую гвардию» путем внедрения в новую советскую Конституцию такого принципа «буржуазного парламентаризма», как прямые и тайные выборы. При открытом голосовании мнение партийцев с дореволюционным стажем, героев гражданской войны значило многое. При тайном голосовании все стал решать подсчет голосов.

Новая советская Конституция — брежневская — была принята в октябре 1977 г. Это было вызвано тем, что партийное руководство всерьез перешло к стратегии «мирного сосуществования двух систем». В этих условиях выяснилось, что политический режим в СССР серьезно разошелся с конституционными принципами. Основу этого режима составляла коммунистическая партия, генеральный секретарь которой был руководителем этого режима, не занимая никаких государственных постов. Для советско-партийной бюрократии этого было достаточно, чтобы считать Л. Брежнева лидером страны. Однако для остального мира коммунистический режим рассматривался как антиконституционный. Поэтому в брежневскую Конституцию была включена знаменитая 6-я статья о руководящей роли коммунистической партии, а Л. Брежнев стал Председателем Верховного Совета СССР, высшего законодательного органа страны.

В 1991 г. из Конституции РСФСР была исключена 6-я статья о руководящей роли партии и был введен так называемый президентский блок. Буквально через год Верховный Совет начал законодательную борьбу против этого блока, пытаясь ограничить права президента в России. Для парламента эта борьба закончилась печально — расстрелом «Белого дома», принятием новой российской Конституции, которая похоронила надежду на то, что Россия станет парламентской республикой.

Принятый вариант Конституции Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный Суд уже не могли ничем угрожать.

Это привело к тому, что оппозиция с самого принятия Конституции повела «атаку» на нее и Президента, понимая, что даже абсолютное большинство в парламенте не гарантирует ей право на власть. Кандидаты от оппозиции, идя на президентские выборы в 1996 г., обещали в случае победы ограничить, а то и упразднить пост президента. Однако многие аналитики считают, что любой следующий президент, даже если им станет яростный сторонник парламентской республики, забудет о своих обещаниях, ибо будет существовать огромный соблазн использовать неограниченную российскую президентскую власть.

Такая конституционная коллизия в условиях сильной политической оппозиции создает в России ситуацию перманентного конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти. Но главная проблема становления новой российской государственности состоит не в наличии этого конфликта, а в том, что разные ветви власти систематически нарушают российское законодательство, в том числе и Конституцию Российской Федерации.

В современной России для формирования правового государства необходимо, во-первых, создать соответствующее правовое пространство, во-вторых, достичь необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так государственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности, соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не стали доминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российской государственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россию демократическим государством в условиях слабого демократического электората (около 30% избирателей).

Согласно Конституции, Россия является федеративным государством. Закрепляя федеративное устройство России, Конституция вместе с тем породила его асимметрию, поскольку субъекты Федерации — республики, области, края и округа — на практике находятся не в равном политическом и экономическом отношениях. Кроме того, субъекты Федерации живут по конституциям (республики) и уставам (области), многие из которых не соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушая ее отдельные положения.

Важная роль в становлении современной российской государственности отводится формированию национально-государственной идеи, задающей «общее дело» и консолидирующей российское общество. Российские демократы, приступая в начале 90-х гг. к реформам, давали обещание путем либеральных реформ сделать жизнь россиян в скором времени процветающей и приближенной к мировым стандартам. Однако результаты реформ оказались в явном противоречии с замыслами («Хотели как лучше, получилось как всегда»): 1) стремительно упало производство; 2) резко сократился жизненный уровень; 3) девальвировались некоторые традиционные ценности; 4) возник «номенклатурно-криминалистический» капитализм; 5) обострились социально-политические противостояния и национальные конфликты.

В результате современное российское общество выглядит социально разобщенным и прежде всего по базовым ценностям. Идеи демократии для многих россиян стали в настоящее время синонимами всего плохого и поэтому не могут служить консолидирующим фактором.

Целый ряд проблем в становлении новой российской государственности существует в России во взаимодействии государства и индивида, государства и общества. Во взаимодействии государства и индивида можно выделить два аспекта проблем — правовой и социальный. Конституция провозгласила права человека и гражданина в России, которые на практике зачастую носят декларативный характер. Современное российское государство не обладает пока необходимыми ресурсами для того, чтобы быть непосредственным гарантом конституционных прав человека и гражданина в России.

Большие проблемы возникли во взаимодействии государства и человека в России в социальном плане. Прежняя российская государственность базировалась на принципах патернализма, являющихся оборотной стороной политики полицеизма. Полицеизм – это вера в возможность достижения прогресса путем насилия. В ходе реформ государство в России как отказалось от политики полицеизма, так и «бросило» индивида на произвол судьбы, постоянно сворачивая социальные программы в России, не выплачивая месяцами бюджетникам заработной платы, пенсий — пенсионерам. Поэтому одной из важных проблем становления российской государственности выступает формирование в России социального государства, более привычного для патерналистской ментальности россиян.

Другой комплекс проблем возник во взаимоотношении государства и общества. В России еще не существует гражданского общества и перспективы его становления достаточно проблематичны. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, государство традиционно стремится сузить сферу «гражданского общества» и охватить своим контролем как можно большее число общественных связей и отношений. С другой стороны, это обусловлено специфическим менталитетом россиян, который блокирует их гражданскую самостоятельность и инициативу.

Важной проблемой становления российской государственности выступают отношения государства к природным ресурсам страны. Попытки реформаторов путем либеральных реформ перевести Россию на путь инновационного развития провалились. Современное российское государство вынуждено ориентироваться на традиционный способ выхода из кризиса — мобилизационный путь развития за счет экстенсивного использования природных ресурсов (газ, нефть, лес, золото), внеэкономических способов эксплуатации рабочей силы (систематические невыплаты заработной платы) и внешних займов.

Целый ряд проблем возник в связи с взаимодействием российского государства и мирового сообщества. Кризис мирового коммунизма, распад СССР как мировой державы привели к серьезным геополитическим изменениям в мире. Биполярный мир превратился в монополярный. Единственной мировой державой остались США, хотя в последнее время наметилась тенденция становления нового геополитического центра в мире объединенной Европы.

Россия в настоящее время больше занята внутренними делами. Утратив свои позиции в мире, Россия пока не выработала геополитическую стратегию и поэтому больше действует ситуативно, чем стратегически. Поэтому некоторые аналитики считают, что Россия на международной арене в настоящее время действует скорее обдуманно, чем продуманно, т.е. действует исходя из ситуации, а не из стратегических соображений в соответствии с какой-либо концепцией национально-государственной безопасности.

Отличия государства в России от государств в других странах.

В демократическом государстве управление осуществляется коллегиально субъектами власти, которые избираются гражданами на' ограниченный срок. Деятельность субъектов власти регламентируется правом, которое носит равный и обязательный для всех характер. Западное государство основано на институте разделения властей и доступности информации об их деятельности. Разделение власти на ветви направлено на ограничение возможности превышения власти или ее узурпации и коррекцию политического процесса за счет конкуренции и взаимодействия различных властных структур.

Демократическое государство имеет ограниченную законом сферу деятельности. В частности, на гражданскую сферу власть государства не распространяется. Государство контролирует выполнение законов в этой сфере и в случае их нарушения применяет предусмотренные законом санкции, но в сами гражданские процессы не вмешивается.

Демократическое государство является правовым в двух смыслах. Во-первых, его можно считать правовым на том основании, что все процессы в обществе регламентируются равными и обязательными для всех законами. В таком обществе законным образом реализуются и защищаются права человека и его свободы. Во-вторых, само государство в своей деятельности руководствуется законом.

В демократическом государстве реализуются культурные, образовательные, и иные социальные программы, что позволяет называть такое государство «социальным». Это государство отличается отлаженностью механизмов воплощения различного рода инноваций, которые изменяют форму организации политической и общественной жизни и модернизируют социум.

Российское государство имеет другую форму и играет иную социальную роль. Если демократическое государство играет роль, которая сложилась в результате естественно-исторического развития индустриального общества в качестве одного из институтов, структурирующих сложным образом общественное целое, то в России XX в. государство выступило в качестве создателя, «демиурга» действительности.

Диктатура пролетариата с 1917 г. взяла на себя всю полноту власти, выступив в качестве основного субъекта строительства социализма. Гражданское общество, осознание социального опыта, культурные технологии инновационного характера были институализированы в качестве государственных, утратив свою независимость, и перестали выполнять функцию коррекции государственной жизни. Поэтому перестроечная идеология, например, не смогла дать ничего, кроме критики и утопических ожиданий чуда преобразований. Не изменилась роль государства в России в настоящее время. Его основная функция заключается в организации, регламентации процесса реформ. Поскольку основная задача государства заключается в организации процесса общего воспроизводства общественной жизни, то интересы реформирования приходят в противоречие с общегосударственными интересами. Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного государства, субъекта международного права и геополитической реальности, падение союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

При этом приходилось одновременно строить новое государство, выводить из паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований — перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.

Это была, и остается, сложнейшая задача построения государства, которое не является собственностью исключительно одной политической силы и потому не диктует обществу, как ему жить, а лишь надежно и эффективно служит ему: устанавливает и гарантирует в нем порядок, охраняя от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ и прежде всего тем, кто сам не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое - строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т. е. безответственностью) за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология, согласно которой, как пелось в песнях, «сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня», «прежде думай о Родине, а потом о себе», когда утверждалось, что не государство должно служить человеку, а человек — государству.

В связи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности стали начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.

Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.

Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.

Тема 29.

Государство и право Российской Федерации.

29.1. Конституция РФ 1993 г.

29.2. Развитие государственного аппарата в 90-е гг. ХХ в.

29.3. Основные черты формирующегося права в новых социально экономических и политических условиях.

29.1. Конституция РФ 1993 г.

Объективно и неотвратимо назревавшая, копившаяся в годы застоя потребность перемен достигла своей критической точки и первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе и РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, в том числе принципа разделения властей. Была образована Конституционная комиссия Съезда, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

Конституция 1993 года принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Иногда этот конфликт приписывают несовершенству государственного строя начала 90-х годов, тому, что законодатели нарушили принцип разделения властей в свою пользу.

Кризис носил политический, а не правовой характер и решался он политическими и силовыми, а не правовыми методами.

Переходная российская система начала 90-х годов, латаемая на каждом Съезде народных депутатов старая советская Конституция способствовали развитию кризиса.

В этих условиях принятие новой конституции должно явиться той основой, которая будет способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.

Проектов новой конституции в предшествующие годы было подготовлено много. Основными из них являлись Проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Последний вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп.

Сильная президентская власть - стержень Конституции 1993 года, ее основное политическое содержание. Своеобразной формой ее защиты явилась и процедура поправок и пересмотра Конституции. Полномочия президента получили тщательную юридическую проработку. Пожалуй, только пределы этих полномочий не всегда ясно обозначены. Такова, например ст. 20 Конституции, устанавливающая только одно ограничение относительно полномочия президента издавать указы и распоряжения (они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам), но ничего не говорящая об их характере.

Юридической определенности, характерной для положений о полномочиях Президента, не хватает ряду других очень важных разделов Конституции РФ.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 года.

Однако Конституция 1993 года придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго правовое оформление.

Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей.

Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный внесения поправок.

Но, к сожалению, многие положения Конституции РФ далеки от совершенства, в них нет ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что значительная по масштабам и очень важная сфера отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в первую очередь политическими методами и средствами.

Нерешенность проблемы соотношения центра и мест привела к созданию Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года федеральных округов с назначением полномочных представителей. Мера, безусловно, полезная. Но в тексте Конституции РФ для нее вряд ли можно найти иное основание, кроме ч. 1 ст. 90 («Президент издает указы…») и п. «к» ст. 83 (о назначении и освобождении полномочных представителей).

В системе государственных органов последнего десятилетия крупную роль играет Администрация Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре и полномочиях не сказано ничего.

Очень расплывчато определен способ формирования Совета Федерации.

Такого рода примеры свидетельствуют о том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового регулирования.

Достоинство Конституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

Высказывается противоречащая правовому идеалу и теории права мысль, что каждая норма, любой закон, как всякий текст, по природе своей неясны и допускают разные толкования. В Конституционном Суде Российской Федерации видят орган, призванный вносить определенность в неясно составленную Конституцию. Между тем, роль Конституционного Суда состоит в толковании Конституции, а не в восполнении пробелов законодательства и создании новых норм.

Доминирующим настроением в работе творцов Конституции было заимствование западных образцов демократии, «мировых стандартов».

Это была ошибочная установка, превратившая текст Конституции в «каталог современных достижений в области демократии и прав человека.

Беда в том, что апробированные в других странах принципы в условиях российских оказываются либо нежизнеспособными, либо искаженными, изуродованными. За демократическим фасадом нередко скрывается антидемократическая сущность. Это приводит к дискредитации демократической модели, а вместе с ней и конституции. Для подтверждения данной мысли воспользуемся признанием А.Н. Яковлева, сделанным накануне последних думских выборов: «Когда я смотрю на нынешние выборы, на сегодняшнюю Думу, меня ужас берет. Вместо парламента - примитивная лоббистская организация. Одни пошли в депутаты, чтобы денег заработать, других хозяева послали интересы фирмы отстаивать, третьи от суда прячутся… Если бы я мог это предвидеть, не знаю, стал бы я проповедовать демократию». Низкий уровень явки избирателей в декабре 2003 года, видимо, подтверждает, что не только А.Н. Яковлев испытывает разочарование в существующей политической системе.

Законодателю следует ориентироваться не на мировые стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной вывести страну из кризиса, в котором она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права.

29.2. развитие государственного аппарата в 90-е гг. ХХ в.

Формирование новых органов власти началось с октября 1993 г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание ≪Белого дома≫ 5 октября передается под резиденцию Правительства. Одновременно издается Указ ≪О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота≫. Через два дня — Указ ≪О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве≫.

Указами Президента 21 сентября и 1 октября было принято Положение о выборах депутатов Государственной Думы, Указом 11 октября — Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания.

В Совет Федерации входили представители от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти). Государственная Дума включала 450 депутатов. Принятые Думой федеральные законы должны были быть одобрены Советом Федерации, а некоторые из наиболее важных законопроектов — обязательно рассмотрены верхней палатой парламента. 7 октября был издан Указ Президента ≪О Конституционном Суде Российской Федерации≫, 11 октября — Указ о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Р Ф.

Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, состоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октября проводится ряд мер по реорганизации Совета Безопасности Р Ф. При Президенте учреждается Комиссия законодательных предположений. 6 ноября 1993 г. был принят Указ Президента ≪О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голо- __ сование≫. В конце месяца принимается Положение о Государственном гербе Российской Федерации (в правах был восстановлен старинный двуглавый орел). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

Еще в мае 1991 г. в Российской Федерации был учрежден пост Президента России, являвшегося главой исполнительной власти. Предусматривалось, что Президент руководит работой Совета Министров РСФСР, им же формируется состав Правительства; глава Правительства назначается на должность с согласия Верховного Совета РСФСР.

В декабре 1992 г. этот порядок был частично изменен — четыре ключевых должности (министры иностранных дел, обороны, государственной безопасности и внутренних дел) в Правительстве стали назначаться Президентом с согласия Верховного Совета РСФСР.

В субъекты Федерации направлялись представители Президента, входившие в структуру Администрации Президента РФ. С 12 декабря 1993 г. Россия приобрела ярко выраженные черты президентской республики: Президент получил право роспускать Государственную Думу, назначать новые выборы и производить отставку Правительства.

Указом Президента в декабре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции РФ. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации. В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов исполнительной власти — министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч.

Защита свободы информации потребовала создания общественной Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-экономических консультаций, а в августе 1994 г. — управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания.

В июне Указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. К преодолению кризиса власти был направлен Указ от 3 октября 1994 г. ≪О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации≫ — акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве__ Весной — летом 1994 г. вносится ряд изменений в регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала большое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

С весны 1992 г. Верховный Совет принял ряд законов, регламентирующих деятельность и структуру местных органов власти.

В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, в июне — Закон ≪О местном самоуправлении в РСФСР≫ и ≪О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям≫; в июле — ≪Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации≫ и ≪О закрытом административно-территориальном образовании≫. В июле и ноябре вносятся изменения в Закон о выборах народных депутатов местных Советов.

После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента ≪О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации≫. 22 октября принимается Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Принимаются положения о выборах в Московскую городскую думу и в Московскую областную думу. В конце месяца принимаются указы о реформе местного самоуправления и выборах в органы местного самоуправления. На их основе издаются положения.

До избрания новых органов власти и органов местного самоуправления функции упраздненных Советов возлагались на местную,администрацию. Местные бюджеты утверждались с согласия главы администрации соответствующего субъекта РФ. Указами Президента утверждались положения о выборах в представительные органы власти краев, областей, округов.

Советы заменяются собраниями представителей, думами, муни-ципальными комитетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994 г. Создается специальное Управление Администрации Президента по работе с территориями — делается новая попытка усилить контроль Центра за местами. Одновременно был издан Указ ≪О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления≫В июле принято Положение о Комиссии по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, сделана очередная попытка разграничить сферы влияния Центра и мест.

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти и Положение о проведении конкурса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре создается Управление делами Президента РФ, в декабре принимается единое Положение о федеральной государственной службе.

29.3. Основные черты формирующегося права в новых социально экономических и политических условиях.

Распад Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991 г. все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Большинство бывших автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской государственности в 1991—1993 гг. во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г.

К лету десятки субъектов Федерации — Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская и Тюменская области — задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.

Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Проект Основного закона Башкортостана прямо провозглашал верховенство республиканской Конституции над федеральными законами.

Причины, приведшие к распаду СССР, также сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало желание самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. Не случайно в Татарии болезненно воспринималась почти безвозмездная перекачка нефти за пределы республики, а в Якутии — алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России, занимающий первое место в стране по добыче золота, основной поставщик олова и единственный сурьмы, не был способен прокормить себя.

В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания большинства населения республиканско-хозяйственная элита, умело апеллируя к реальным фактам национальной дискриминации, упрочила свое влияние на массы.

Правительство Российской Федерации проводило осторожную и часто непоследовательную национально-государственную политику. Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что в итоге обернулось впоследствии тяжелым кризисом в этом регионе, а в 1995 г. привело к войне.

В течение 1992 г. продолжалось субсидирование республик, взявших курс на отделение от России, из федерального бюджета, несмотря на отказ этих республик отчислять налоги в госбюджет.

Правительство заняло выжидательную позицию, и лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновения между осетинами и ингушами Президент России впервые не исключил возможность использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении

полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации всех трех типов (суверенных республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов).

Работа над этим договором началась еще в 1990 г. и шла очень медленно. Было рассмотрено около 30 различных вариантов проекта договора. В ходе их обсуждения стало очевидно, что идея национальной государственности за годы Советской власти пустила глубокие корни и вернуться к территориальным образованиям невозможно. Поэтому были отвергнуты и возврат к дореволюционному губернскому устройству на территориальной основе, и федерация национальных государств с преимущественными правами на территории титульных наций и минимальными полномочиями центра.

В основу компромиссного Федеративного договора был заложен принцип учета интересов всех народов России.

31 марта 1992 г. в Кремле Федеративный договор был подписан большинством субъектов Федерации. Республики, согласно договору, получили больше прав, чем другие субъекты Федерации. Федеративный договор несколько снизил внутриполитическое напряжение в России, но не снял его полностью.

1992 г. стал для России годом экономических реформ, переходом к рынку, к легитимной частной собственности. Решающее слово в выборе стратегии экономической политики оказалось за Президентом Российской Федерации Б. Ельциным. В конце 1991 г. для выхода страны из кризиса им был выбран путь шоковой терапии. На первый план выдвигалась задача достижения макроэкономической стабилизации, т.е. равновесия между платежноспособным спросом (предприятий и населения) и товарным предложением. Для этого намечалось единовременное размораживание всех цен и освобождение доходов, проведение жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики, приватизация государственной собственности.

Главным архитектором шоковой терапии стал 35-летний экономист, внук знаменитого советского писателя Егор Гайдар. Он был назначен вице-премьером нового правительства, которое возглавил сам Президент.

Авторитет Б. Ельцина в это время был так высок, что Верховный Совет республики предоставил ему дополнительные полномочия на время проведения болезненных реформ.

Сформированное в ноябре 1991 г. правительство России впервые за всю историю России состояло главным образом из молодых экономистов, приверженцев рыночной экономики. Это была команда единомышленников, руководимая Е. Гайдаром. А. Шохин, А. Чубайс, П. Авен, А. Нечаев вместе с Гайдаром взяли на себя ответственность за проведение радикальных преобразований в экономике, за осуществление «прыжка» в рынок.

Правительство Е. Гайдара приступило к либеральным реформам после шести лет бесплодных разговоров о рынке. К этому времени сложилась крайне тяжелая ситуация. Только за 1991 г. розничные цены выросли в 8—11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15—20%.

В российской экономике накопилось множество структурных перекосов: доминировали добывающие отрасли и ВПК, процветала гигантомания, потребительский рынок не был насыщен, в то же время многие устаревшие производства выпускали никому не нужную продукцию. Ситуация усугубилась распадом союзного государства и дезинтеграцией единого народнохозяйственного комплекса. Россия как правопреемница СССР имела громадный внешний долг в размере около 70 млрд. долларов, лишь для выплаты по нему процентов требовались гигантские суммы. Нерешенным оставался вопрос о разделе союзной собственности. К моменту начала проведения реформ в Российской Федерации не было закончено формирование многих государственных структур, поэтому изначально шансы на успех «шокотерапии» были невелики.

Надежды на положительный результат реформ связывали главным образом с благоприятной политической ситуацией: доверием населения к российским властям и готовностью россиян к проведению реформ.

Согласно опросам общественного мнения, осенью 1991 г. около 47% опрошенных были готовы ради будущего процветания России и изобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе реформы и безработицу, и рост цен, и «временное» снижение уровня жизни. Лишь 17,8% были настроены решительно против реформ.

После поражения августовского путча хозяйственные руководители из ВПК и аграрного сектора, ориентированные на сохранение старой советской системы, были деморализованы и не могли оказать серьезного противодействия реформам. Наконец, важным аргументом в пользу шоковой терапии являлась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда (МВФ). Их предоставление связывалось с реализацией классической стандартной стабилизационной программы. Классической она называлась потому, что была положена в основу экономических реформ во многих странах мира, успешно осуществивших переход от тоталитарных систем к рыночному хозяйству. В соответствии с ней в переходный период отпускались цены, вводилась свободная торговля, осуществлялась приватизация, т.е. большая часть государственной собственности продавалась частным лицам.

В начале января 1992 г. правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов, серьезной угрозе холода и голода. Был введен новый порядок внешнеэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. Правительство резко сократило затраты на содержание армии и производство оружия. Социальные расходы бюджета были также сведены до минимума.

Реформы, связанные с именем Гайдара, продолжались около 15 месяцев. Их ход с самого начала стал отклоняться от намеченного. Прогнозируемое реформаторами повышение цен в 5—10 раз на деле обернулось повышением их в 100 и более раз, в результате чего большинство населения республики оказалось за чертой бедности.

Уже через два месяца после начала реформ правительство было вынуждено поднять заработную плату. За начавшимся повышением заработков весной 1992 г. вновь последовал неудержимый рост цен. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции были похоронены.

Вторая серьезная проблема, с которой столкнулись реформаторы, — взаимные неплатежи предприятий, достигшие к осени 1992 г. 3,5 триллионов рублей. Они были порождены самой природой материальной ответственности, технической отсталостью банковской системы. Предприятия-должники сумели в очередной раз переложить свои проблемы на плечи государства. Центральный банк России провел частичные взаиморасчеты между предприятиями, было резко расширено кредитование народного хозяйства. Такие меры привели в конечном итоге к увеличению массы наличных денег и новому витку инфляции. В целом за 1992 г. выпуск наличных денег увеличился в 54 раза по сравнению с 1990 г. и в 17 раз по сравнению с 1991 г.

Основной проблемой правительства стала борьба с инфляцией. Необходимо было прорвать образовавшийся замкнутый круг — рост цен — повышение зарплаты — рост цен. Однако надежды на быструю остановку инфляции не оправдались, необходимо было адаптироваться к функционированию в условиях длительной высокой инфляции.


[1] На время своей службы они получали земли с «сидевшими» на них крестьянами, которых князь обязывал содержать дворян

[2] См.подробнее История государственного управления в России. М., РАГС,2003, - С.131.

[3] История государственного управления в России.Указ.соч. С.- 140.

Особенности:

  1. Процесс образования носил двойственный характер.
  2. Начался одновременно с возвышением Москвы
  3. Происходил в условиях монголо-татарского ига
  4. Процесс затянулся почти на 20 лет

В результате образования Русского централизованного государства изменился тип правления. Переход к сословно-представительной монархии.

1147г. – первое упоминание в летописях о Москве.

Возвышение Москвы- 2 половина XII – 1 половина XIII вв.

Первоначально Москва – маленький захолустный городок. После смерти Александра Невского власть переходит к его сыну Даниилу, который стал родоначальником Московского княжества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: