double arrow

П. Ф. ЛЕСГАФТ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в.

Глава 17

Школа в период революции 1905 г.

В обстановке подъема революционного движения в 1905 г. партия стремилась организовать учителей и учащихся на осуществление революционных требований в области народного образования.

Руководимый партией большевиков пролетариат своей борьбой в период революции 1905 г. обеспечил возможность передовым учителям и революционно настроенным учащимся изменить на короткое время работу школы.

В уездах, охваченных крестьянскими волнениями, закрывались церковноприходские школы, трудящиеся боролись за свободное открытие школ (без контроля правительства); в земских школах отстранялись такие их руководители и учителя, которые рьяно проводили политику правительства. В школах нерусских народов передовые учителя вводили обучение на родном языке. Пользуясь поддержкой восставшего народа, они стремились строить учебный процесс соответственно прогрессивным педагогическим идеям.

В средних школах наблюдалось массовое революционное движение учащихся. Благодаря деятельности ученических организаций и переходящих на сторону народа передовых учителей п средней школе также имело место отстранение от работы реакционных руководителей и педагогов, исключалось из программы изучение древних языков.

В гимназиях изменился школьный режим: прекратилась слежка за учащимися, применение физических наказаний, ослабился контроль за внеклассным чтением, за выполнением учащимися и учителями религиозных обрядов. Учителя стали применять передовые методы работы, расширять объем преподавания: в курсе литературы знакомить учащихся с творчеством писателей, выступавших против самодержавия и крепостничества; изменилось преподавание истории.

Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта (1837— 1909), крупного ученого—анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога, протекала в годы нарастания революционного движения, революции 1905 г. и наступившей затем реакции. Лесгафт горячо сочувствовал общественной борьбе с произволом и насилием. В 1901 г. он выступил организатором протеста против избиения полицией студентов-демонстрантов на Казанской площади в Петербурге, оказывал помощь арестованным по этому делу студентам, за что был выслан из столицы.

У П. Ф. Лесгафта научная и общественная деятельности сливались воедино. Стремление сблизить науку и жизнь, мысль и дело, воспитать полноценную человеческую личность, борющуюся с общественным злом и насилием, признающую общественный труд смыслом жизни, отдающую все свои силы служению идее, было программой, которую П. Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в течение всей своей жизни.

П. Ф. Лесгафт был учителем и другом демократической молодежи, человеком непреклонного долга, честным, бескорыстным, он уважал п любил людей труда.

Мировоззрение П. Ф. Лесгафта складывалось под влиянием философско-материалистических идей революционных демократов и па основе научных принципов физиологии и психологии И. М. Сеченова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: