double arrow

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В 1917—1920 гг


Глава 21

ШКОЛА И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1917-1920 гг.)

С первых-дней установления Советской власти в стране началась работа по созданию новой системы народного образования.

9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению во главе с А. В. Луначарским, которая должна была подготовить в кратчайший срок проекты новых законов по организации народного образования.

Специальным постановлением от 11 декабря 1917 г. все учебные заведения, находившиеся в ведении православной церкви, преобразовывались в светские и передавались Наркомпросу.

20 января 1918 г. был принят подписанный В. И. Лениным декрет “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Декрет объявил свободу совести и вероисповедания, запретил преподавание в школах религии и выполнение религиозных обрядов, устранял влияние церкви на учебный процесс.

Были изданы также декреты, ликвидировавшие сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравноправность женщин в области народного образования (как и других областях общественной жизни). В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса было введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах.




Проведение в жизнь указанных выше декретов и мероприятий Советского правительства встретило сначала сопротивление не только контрреволюционных элементов — буржуазии, помещиков, но и некоторой части интеллигенции.

Коммунистической партии и Советскому правительству удалось преодолеть это сопротивление, привлечь на сторону Советской власти многих педагогов и. уже вместе с ними успешно продолжить революционную перестройку школы.

Большая часть учителей радостно встретили Октябрьскую революцию. Настроение их хорошо выразил в тот период А. С. Макаренко, бывший в 1917 г. учителем высшего начального училища. “После Октября передо мной открылись большие перспективы,— писал он.— Мы, педагоги, тогда так опьянели от этих перспектив, что и себя не помнили”.

В. И. Ленин призывал учителей слиться с борющимися против буржуазии массами трудящихся. Он рекомендовал органам народного образования вести с учителями терпеливую работу, перевоспитывать их, так как большинство учителей, будучи воспитано в учебных заведениях царского времени в духе, враждебном пролетариату, не могло сразу понять значения, задач, перспектив Октябрьской революции.

В 1918 г. было проведено в центре и на местах 164 учительских съезда и 81 съезд работников отделов народного образования. На съездах освещались политические вопросы и велась энергичная пропаганда революционных принципов организации народного образования, гуманистических целей советской школы.



В конце августа 1918 г. был созван I Всероссийский съезд по просвещению, на котором была одобрена новая система единой школы с двумя ступенями: первая ступень —5 лет, вторая —4 года; в совокупности обе ступени составляли полную среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, имевшая место до Октябрьской революции. На съезде были рассмотрены также важнейшие вопросы организации всех отраслей. народного образования — дошкольного воспитания, школы и внешкольного образования взрослых. Огромное политическое значение имело выступление на этом съезде В. И. Ленина, который в своей речи вскрыл классовую сущность буржуазной школы, ярко осветил связь культурной работы в Советской республике с задачами социалистической революции.

Выступая на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов, В. И. Ленин призвал их создать “широкий, охватывающий огромные массы учителей, профессиональный союз учителей, союз, который встанет решительно на почву советской платформы и борьбы за социализм...



В 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была принята Программа партии, проект которой разработал В. И. Ленин. В части ее, относящейся к народному образованию, было записано: “В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества.

В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм 2

26 декабря 1919 г. был принят разработанный по инициативе В. И. Ленина и подписанный им декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, который обязывал всех жителей Советской республики до 50 лет обучиться грамоте на русском или родном языке. По всей стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, комсомольцы, люди самых различных профессий с большим подъемом в порядке общественной работы вели обучение в этих школах. Они занимались также с небольшими группами неграмотных (в 3—4 человека) и даже с одиночками. Это был в полном смысле слова всенародный поход против безграмотности, возглавляемый состоявшей в системе Наркомпроса Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ).

Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. в царской России насчитывалось свыше 2, 5 миллионов беспризорных детей. За время этой войны, за годы интервенции и гражданской войны количество бездомных детей еще увеличилось. Перед Советским правительством остро встала задача борьбы с беспризорностью детей. Надо было спасти сотни тысяч детей от физической гибели и морального разложения. Для этого были созданы детские дома. К началу 1921 г. в республике существовало уже свыше 5 тысяч детских домов, в которых воспитывалось 260 тысяч детей. В следующем году число детских домов достигло 7815 с 415 тысячами воспитанников.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в центре развернулась борьба за Советскую власть на окраинах бывшей Российской империи, населенных нерусскими народами. Изданная Советским правительством “Декларация прав народов России провозгласила равенство всех народов России, их право на свободное самоопределение и свободное развитие. Был образован Народный комиссариат по делам национальностей. С 1918 г. в местностях, населенных нерусскими народами, стали создаваться на родных языках этих народов органы управления, суд, школы и просветительные учреждения. В Народном комиссариате по делам национальностей была образована сначала культурно-просветительная комиссия, а затем национальные культурно-просветительные отделы (Белорусский, Латышский, Татаро-Башкирский, Украинский, Киргизский и др.). В течение 1919—1920 гг. в Москве и на, местах были созваны съезды по просвещению нерусских национальностей (Всероссийское совещание по просвещению национальностей — Москва, 1919 г.; съезд по просвещению чувашей — Казань, 1919 г.; съезд работников просвещения мари — Казань, 1920. г. и др.).

Началась усиленная работа по подготовке национальных педагогических кадров, по изданию учебников на национальных языках, а для народов, не имевших письменности,— по созданию алфавитов на языках этих народов.

Несмотря на очень трудные условия (гражданскую войну, продовольственные затруднения, отсутствие национальных кадров учителей и др.), за короткое время 1918—1920 гг. число учащихся в некоторых национальных районах выросло по сравнению с дореволюционным временем в 2—3 раза.

Огромным достижением было создание для нерусских народов светских средних общеобразовательных школ.

В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план советской школы. В объяснительной записке указывалось, что занятия в первой группе являются продолжением занятий детского сада: по развитию речи, обучению грамоте и счету, ознакомлению с природой, рисованию, пению и др.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, совершенствовались, однако характерные черты, отличающие учебные планы советской школы от учебных планов дореволюционной России и современных капиталистических стран, ярко выражены в этом первом по времени учебном плане: 1) разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и биологические науки; 2) большое число учебных часов на язык и литературу (38 часов) и на математику (36 часов); 3) на естествознание, физику и химию (в общей сложности 48 часов); 4) значительное число часов на физическое воспитание (16 часов) и на искусство (21 час).

2—10 октября 1920 г. в Москве состоялся III съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. В первый же день на съезде выступил В. И. Ленин с речью о задачах Союзов молодежи, которая явилась выдающимся произведением марксизма-ленинизма, боевой программой коммунистического воспитания. Ленин указал, что задача молодежи — завершить начатое старшим поколением коммунистов дело построения коммунистического общества и реализовать те идеи и принципы воспитания, образования и обучения, которые были провозглашены Программой Коммунистической партии.

Развитие советской системы дошкольного воспитания неразрывно связано с развитием социалистического общества и процессом раскрепощения женщин и вовлечения их в общественно-политическую жизнь страны. Без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни вообще, но и к постоянной общественной службе нельзя говорить. не только о социализме, но и о полной и прочной демократии.

Становление советской системы общественного дошкольного воспитания проходило в очень трудных условиях. Это были годы экономической разрухи, обостренной классовой борьбы, к тому же у большинства организаторов дошкольного дела отсутствовал практический опыт, не была разработана теория вопроса. И вместе с тем работали люди с небывалым энтузиазмом, велись массовые творческие поиски эффективных путей и методов воспитания, разрабатывалась теория дошкольной педагогики на основе марксизма-ленинизма. Повседневная забота Коммунистической партии и лично В. И. Ленина помогали работникам в преодолении трудностей.

С первых дней установления Советской власти забота о детях, охране здоровья матери и ребенка были объявлены государственным делом. Отпускались огромные ассигнования на организацию детских учреждений, подготовку кадров дошкольных работников, научную работу в этой области и другие нужды. Детским учреждениям передавались царские дворцы и барские особняки,, мебель, посуда, они снабжались мануфактурой, обувью и пр., обеспечивалось бесплатное питание детей. При Наркомпросе был создан специальный Совет защиты детей. Позже возникло добровольное общество “Друг детей”. В Москве и Петрограде впервые были организованы научно-исследовательские институты материнства и младенчества, открыт первый в стране педиатрический институт для подготовки детских врачей. Повсеместно стали открываться ясли и детские сады. “... Условия и военные, и продовольственные... препятствуют нам в этой работе,— говорил В. И. Ленин.— Но все же надо сказать, что учреждения эти, избавляющие женщин от положения домашней рабыни, возникают всюду, где только есть малейшая к тому возможность .

Специальным декретом Совнаркома дошкольное воспитание было включено в единую систему народного образования. В декларации “О дошкольном воспитании от 20 декабря 1917 г. указывалось, что система дошкольного воспитания должна “являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования”.

В “Положении о единой трудовой школе (1918) тоже подчеркивалось, что “вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу”. -

В Народном комиссариате по просвещению дошкольному воспитанию уделялось большое внимание. Активное участие в создании системы общественного дошкольного воспитания принимала Н. К. Крупская. Ей принадлежит огромная роль в определении основной политической, линии в области советского дошкольного воспитания, в разработке его теории и практики.

Задачи общественного дошкольного воспитания были четко определены в Программе партии, где указано, что оно является одной из основ “школьного и просветительного дела”, первой ступенью коммунистического воспитания и подготовки к школе. Дошкольные учреждения и школа должны оказывать помощь семье в осуществлении этих задач. Для этого необходимо “создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины 2.

Нарком просвещения А. В. Луначарский высоко оценивал значение дошкольного воспитания и для подготовки “социалистического поколения”, и для строительства новой, советской школы, для которой оно, по его словам, должно являться “прочным фундаментом”.

В “Декларации Наркомпроса по дошкольному воспитанию (1920), подписанной Луначарским, указывалось, что дошкольное воспитание —“одна из насущнейших задач нашей борьбы”; в этой же декларации все отделы народного образования, педагоги, родители, профессиональные союзы горячо призывались понять всю важность этой задачи и приложить к ее решению максимум сил и забот.

При Наркомпросе был создан дошкольный отдел, и его заведующей назначена Д. А. Лазуркина, окончившая Высшие курсы П. Ф. Лесгафта, профессиональный революционер. Отделу надлежало организовать работу на всей территории Советского государства. Первой ступенью непосредственного общения дошкольного отдела с периферией были республиканские совещания заведующих местными дошкольными подотделами. На этих совещаниях заслушивались отчеты о состоянии дошкольного дела на местах, коллективно обсуждались наиболее актуальные вопросы, намечались задачи дальнейшей работы, пути их осуществления. Кардинальные вопросы, связанные с основной политической линией в области дошкольного воспитания, решались на конференциях, съездах, которым предшествовала большая подготовительная работа как в центре, так и на местах.

Очень тормозило развитие общественного дошкольного воспитания отсутствие кадров. Свою деятельность дошкольный отдел Наркомпроса в 1917 г. начал с обращения ко всем, работавшим в области дошкольного воспитания, призывая их немедленно включиться в работу. Одновременно на местах были организованы краткосрочные курсы для подготовки воспитателей из среды работниц фабрик и заводов.

В 1918 г. дошкольный отдел, несмотря на огромные трудности с транспортом, питанием, общежитиями, непрерывно организовывал такие курсы в Москве и специальные курсы по подготовке инструкторов. Слушатели курсов привозили с собой материалы о работе местных детских учреждений, их анализу на курсах уделялось большое внимание. В составе слушателей было много представителей национальных республик и областей: Азербайджана, Белоруссии, Туркестана, Дагестана, Чувашии, Татарии и др. В учебный план курсов, разработанный дошкольным отделом Наркомпроса, входили такие дисциплины, как психология детского возраста и педагогическая психология, социальное воспитание, гигиена детства, введение в мир природы, организация дошкольного воспитания, обзор педагогических учений, детская литература, развитие речи, игры, пение, музыка, ручной труд, лепка, рисование. Наряду с лекциями большое внимание уделялось практическим занятиям. На них активно выступали сами слушатели, обменивались опытом, проявляя свое творчество. Будущих воспитателей учили наблюдать, анализировать опытную работу; одним из основных требований выдвигалось повседневное изучение детей.

Дошкольный отдел всемерно способствовал подготовке воспитателей на местах. Организовывались специальные курсы. В сентябре 1919 г. была созвана конференция организаторов местных курсов, на которой их ознакомили с принципами организации местных курсов и предложили для них программный материал. Большое внимание обращалось на подготовку на местах национальных кадров, которые могли бы обеспечить воспитательную работу на родном языке. Так, в Казани с 1919 г. проводили курсы для татар и других народов Поволжья.

В национальных республиках работа по организации детских учреждений и подготовке кадров осуществлялась в трудных условиях острой классовой борьбы, религиозного фанатизма, укоренившихся представлений о полном бесправии женщин. В Средней Азии, например, женщины-активистки из сельских районов появились на местных курсах подготовки воспитательниц только в 1922 г.

В первые же годы были открыты дошкольные отделения при Московском, Самарском университетах. Институт дошкольного воспитания в Петрограде/Дошкольные отделения были организованы и при некоторых институтах народного образования: Владимирском, Красноярском, Курском, Саратовском, Московской академии народного образования, реорганизованной впоследствии в Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской, и др.

Инструкторы дошкольного отдела Наркомпроса часто выезжали на места на длительный срок, помогали в организации и проведении конференций, курсов, выделении опытных учреждений, помогали собирать и анализировать практический опыт, налаживать воспитательную работу в детских садах.

Основной линией руководства дошкольного отдела Наркомпроса организационно-педагогической работой на местах было привлечение широких масс дошкольных работников к активному участию в поисках новых путей, коллективное обсуждение организационно-педагогических вопросов, учет приобретаемого опыта работы.

По инициативе и при активном участии Д. А. Лазуркиной стал издаваться. “Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса (1918—1922), который ставил своей задачей “учесть всю педагогическую работу дошкольных учреждений, слив ее в одно общее русло, и сделать лучший опыт общим достоянием”. “Бюллетень... сыграл большую роль в доведении до работающих в провинции оперативных указаний к решению неотложных задач, в обмене опытом работы.

Дошкольный отдел стремился привлечь к научной и методической работе всех дореволюционных специалистов. Так, были привлечены: Л. К. Шлегер, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, Е. А. Флёрина, М. X. Свентицкая, Л. И. Чулицкая, Е. И. Тихеева и др. Широко привлекались к методической работе и работе на курсах психологи, физиологи, биологи, искусствоведы, художники, специалисты по ручному труду и другие специалисты.







Сейчас читают про: