История психологии. § 1. Знания по истории психологии труда в профессиональной культуре специалиста-человековеда

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................................................................................... 1

§ 1. Знания по истории психологии труда в профессиональной культуре специалиста-человековеда........................ 3

Творческое задание к § 1....................................................................................................................................................................... 4

§ 2. Предмет и задачи истории психологии труда...................................................................................................................... 4

Творческие задания к § 2....................................................................................................................................................................... 6

§ 3. Источники и методы исследования........................................................................................................................................... 7

Творческие задания к § 3....................................................................................................................................................................... 9

§ 4. Краткий историографический обзор (по отечественным материалам).................................................................... 10

Раздел I. Обзор моделей, репрезентировавших психологическое знание о труде в древности и в эпоху феодализма........................................................................................................................................................................... 12

Глава I. Психологическое знание о труде в неписьменных функциональных средствах фиксации опыта 12

§ 5. Мифологическое знание как разновидность модельных представлений о психической регуляции труда......... 12

§ 6. Отражение психологических знаний о труде в сказках, легендах, заговорах, обрядах........................................... 16

§ 7. Изобразительные средства фиксации представлений о труде у древних славян и их предков............................ 20

§ 8. Песня и ритм - средства управления функциональным состоянием человека в труде............................................. 22

§ 9. Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках....................................................................... 23

Задание к § 9........................................................................................................................................................................................... 27

Глава II. Психические регуляторы труда, отраженные в памятниках материально-производственной культуры и письменности.......................................................................................................................................................................................... 27

§ 10. Психологическое знание о труде в памятниках XI-XVII вв.............................................................................................. 27

§ 11. Петровские преобразования и психологическое знание о труде.................................................................................. 31

§ 12. Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева............................................... 35

§ 13. Предреформенная Россия XIX века:...................................................................................................................................... 40

А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский о психологических аспектах труда............................................................................... 40

Литература к разделу I...................................................................................................................................................................... 42

Раздел II. Психологическое знание о труде в конце XIX - начале XX вв.......................................... 44

§ 14. Некоторые особенности социально-экономического развития страны................................................................... 44

Глава III. Идеи учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда............ 47

§ 15. Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности...................................................... 47

Задание к § 15........................................................................................................................................................................................ 50

§ 16. Идеи согласования особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде......................................... 51

Задание к § 16........................................................................................................................................................................................ 52

§17. Человек и техника в отечественном воздухоплавании..................................................................................................... 53

Задание к § 17........................................................................................................................................................................................ 54

§ 18. Технико-психологическое проектирование средств труда в системе железнодорожного транспорта........ 55

Задание к § 18........................................................................................................................................................................................ 58

§ 19. Идеи проектирования режимов и условий труда............................................................................................................ 58

Задание к § 19........................................................................................................................................................................................ 61

§ 20. Идеи организационно-психологического проектирования............................................................................................. 62

Задание к § 20........................................................................................................................................................................................ 64

Глава IV. Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей........................................... 65

§ 21. Идеи учета субъектных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы........................ 65

Задание к § 21........................................................................................................................................................................................ 67

§ 22. Идеи учета субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека................................................................................................................................................................................................... 68

Задание к § 22........................................................................................................................................................................................ 71

§ 23. Идеи подбора - «приискания» - работы, профессии для человека.............................................................................. 71

Задание к § 23........................................................................................................................................................................................ 74

Глава V. Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда....................................................... 75

§ 24. Идеи формирования познавательных составляющих деятельности и умственных качеств человека - субъекта труда.................................................................................................................................................................................................................... 75

Задание к § 24........................................................................................................................................................................................ 77

§ 25. Идеи формирования исполнительных составляющих деятельности человека --субъекта труда..................... 78

Задание к § 25........................................................................................................................................................................................ 80

§ 26. Идеи совершенствования качеств личности человека - субъекта труда.................................................................. 81

Задание к § 26........................................................................................................................................................................................ 83

§ 27. Идеи улучшения труда в связи с саморегуляцией человека как субъекта.................................................................. 83

Задание к § 27........................................................................................................................................................................................ 85

Глава VI. Исследования, обслуживающие cферу труда (психологический аспект)............................................. 85

§ 28. Некоторые предваряющие представления......................................................................................................................... 85

Задание к § 28........................................................................................................................................................................................ 88

§ 29. Вопросы изучения и классификации профессий................................................................................................................ 89

Задание к § 29........................................................................................................................................................................................ 91

§ 30. Система профессиональной классификации С. М. Богословского.............................................................................. 92

Задание к § 30........................................................................................................................................................................................ 96

§ 31. Вопросы психологии отрасли хозяйства как психологии сообщества. Д. И. Журавский, И. И. Рихтер.......... 96

Задание к § 31...................................................................................................................................................................................... 100

§ 32. Изучение общих и индивидуальных особенностей работоспособности и утомления......................................... 100

Задание к § 32...................................................................................................................................................................................... 107

§ 33. Вопросы психологии труда в творчестве К. Д. Ушинского И. М. Сеченов и отечественная психология

труда.................................................................................................................................................................................................... 108

Задание к § 33...................................................................................................................................................................................... 116

Заключение к разделу II................................................................................................................................................................... 116

Литература к разделу II.................................................................................................................................................................... 118

Ответы к заданиям и консультации............................................................................................................................................. 128

История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его надо отличать от психологии как науки.

Психология изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни

История психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались человеку.

Веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. История психологии воссоздает картину этой смены, выявляет от чего она зависела.

Задачи истории психологии:

1. Изучить закономерности развития знаний о психике, как одни категории и понятия преобразуются в другие: каждая экономическая формация определяет типичную для данной эпохи картину психической жизни.

2. Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

3. Выявить зависимость зарождения и восприятия знаний от запросов общества (от социокультурного влияния, идеологии и т.д.)

4. Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Т.о., история психологии – это логическая память науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: