Развитие ассоциативной психологии в 19 веке, как никогда прежде, опиралось на мощную естественнонаучную основу, совершенствующуюся и постоянно углубляющуюся новую картину мира. Естественно-научный взгляд убеждал в необходимости преодоления субъективно-идеалистических попыток Дж.Беркли и Д.Юма превратить ассоциации в имманентное свойство сознания и объяснения сущности, содержания психических явлений из телесного субстрата, воздействия материальных причин.
Под влиянием достижений психофизики и психофизиологии из ассоциативной психологии вытеснялись теоретические схемы, основанные на учениях Р.Декарта и И.Ньютона. ушла в историю и прогрессивная для науки 18 столетия физиология Д.Гартли. на первый план выдвигаются концепции, объясняющие ассоциацию как имманентно-психический принцип мыслительных и волевых процессов.
Томас Браун (1778-1820) предложил вместо термина «ассоциация» термин «суггестия» (внушение) Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определенным законам. Т.Браун разделил эти законы на первичные (по смежности, сходству и контрасту) и вторичные (их девять: законы частоты, новизны, силы первоначального ощущения, длительности и др.) Чем чаще осознаются психические образы, чем они необычнее, чем более сильные эмоции они вызывают и т.д., тем больше шансов на то, что появление одного из них приведет за собой другие.
|
|
У Т.Брауна появляется разделение между потребностями и мотивом: потребность – ощущение какого-либо недовольства, отражение эмоционального несоответствия; мотив – когда осознается, чего именно не хватает.
Единственным методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение. В связи с этим он развивает идеи виртуального анализа в психологии. Но в отличие от анализа в других науках, которые имеют дело с веществом, анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений: самое сложное чувство всегда есть одно чувство, нет половины чувства радости или скорби.
Джеймс Милль (1773-1836) – английский историк и экономист, вернулся к представлению о том, что сознание – это всего рода ментальная (психическая) машина, работа которой совершается строго закономерно в силу ее собственного внутреннего устройства, не имеющего никакого отношения к устройству организма. Всякий опыт, по мнению Дж.Милля, состоит в конечном счете из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сначала простые, затем – все более сложные). Никаких врожденных идей или спонтанных суггестий у субъекта не существует. Ощущения функционируют по закону ассоциации. Он выделял две причины ассоциаций: а) насколько живы ощущения, т.е. степень значимости для нас; б) частота повторения ощущений. Ассоциации бывают двух видов: одновременные и последовательные.
|
|
Дж.Милль сформулировал основной закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том же порядке, что и их оригиналы – ощущения. Единственным орудием анализа сознания он считал интроспекцию. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций. Последовательные ассоциации еще более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.
Сын Джеймса Милля – Джон Стюарт Милль (1806-1873) являлся, как и его отец, одним из властителей дум своей эпохи не только в Англии, но и в континентальной Европе (его труды по логике, психологии, этике, экономике и другим наукам пользовались популярностью также в России). Джон Стюарт Милль стал говорить о «ментальной химии». Под этим имелось в виду, что в человеческом сознании происходит нечто подобное и тому, что химик наблюдает в своей колбе при смешении различных элементом, а именно – появляется новый продукт.
Многое из того, что воспринимается сознанием как простое ощущение (например, звук скрипки или вкус апельсина), - это результат синтеза многих компонентов, подобно тому, как например, вода представляется простой и единой, хотя она является соединением водорода и кислорода.
Этот постулат Дж.С.Миля оказал большое влияние на работу первых психологических лабораторий. В них возникла программа, ставившая задачу добраться с помощью эксперимента до исходных «атомов» сознания, из которых создается его сложный состав. И тогда психология получит нечто подобное таблице Менделеева. Такой, по представлению Милля-младшего, должна стать психология как точная наука об уме (сознании).
Александр Бэн (1818-1903) – профессор логики, английского языка, ректор Абердинского университета. Он использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. В своих работах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией, отстаивая концепцию психофизического параллелизма. Выдвинул представление о «пробах и ошибках» как особом принципе организации поведения: между «чисто» рефлекторным и «чисто» произвольным имеется широкий спектр действий, благодаря которым шаг за шагом достигается искомая цель. В понимании ассоциаций он считал первичным смежность ассоциаций, вторичным – сходство. Им выделялся особый вид творческих ассоциаций. Объясняя возникновение произвольных движений, Бэн вводит представление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Основное для него – ассоциация движения, цели и состояния удовольствия, которая приводит к возникновению целесообразных актов.
В учении об образовании произвольных движений А.Бэн использует понятие удерживающей силы духа. Он приписывал духу некоторые прирожденные функции, которые называл первичными свойствами (актами ума): различение, нахождение сходства, удержание впечатлений, способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации.
Если в Англии главным объектом психологической мысли, опирающейся на законы ассоциаций, служило сознание, то в Германии в этот период наиболее популярным стало учение о бессознательной динамике психических представлений. Его автором выступил философ и педагог И.Гербарт (1776-1841). Считая, как и все ассоцианисты, что в душе нет ничего изначального, что она возникает из первоэлементов, он их назвал не идеями, а представлениями. Если идеи считались фактами сознания, то представления, по Гербарту, вытесняясь из сознания, образуют огромную массу элементов бессознательной психики. Эта масса была названа аппертивной.
|
|
Каждое новое представление находится под давлением этой массы и удерживается благодаря ей. Незнакомое вводится в ум посредством уже знакомого. Этот постулат Гербарт положил в основу своей педагогической системы, нашедшей немало сторонников. Кроме того, он предпринял попытку вывести математические формулы, по которым представления теснят друг друга, выталкиваются из сознания и вновь захватывают его.
Герберт Спенсер (1820-1903), следуя доминировавшей в Англии традиции, был приверженцем ассоцианизма. Взгляды Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе – т.н. эволюционный ассоцианизм. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, он сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю Вселенную – неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т.е. социальную жизнь. Этот закон гласит: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т.е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, т.е. характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному – индивидуальному.
Закон эволюции Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, счто психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда – это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде.
Таким образом, к достоинствам ассоциативной психологии следует отнести защиту идеи опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создала научную базу для педагогики, открыла широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания. К тому же в рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Д.Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии.
|
|
В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Поэтому ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинической практике (Р.Зоммер, Э.Крепелин, З.Фрейд, К.Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.