Культура в эпоху Петра Великого

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась “школа математицких и навигацких наук”, ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - “гимназия” пастора Э.Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.

Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет “Арифметика, сиречь Наука числительная...” Л.Ф.Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А.Фарварсон выпустили “Таблицы логарифмов и синусов”. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие.

Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук. Большие собрания книг принадлежали Д.М.Голицину, графу Б.П.Шереметеву, графу А.А.Матвееву и другим вельможам. С декабря 1702 г. стало выходить первое в России периодическое издание - газета “Ведомости” (тираж от 100 до 2500 экз.).

В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых.

Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В.Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г.Мессершмидтом, Ф.Беневениным, И.Унковским и др. Начатая на рубеже XVII-XVIII вв. работа С.Ремезова по картографии “Чертежная книга Сибири” (1699-1701) была продолжена в первой части XVIII в. И.К.Кирилловым, приступившим к составлению сводного “Атласа Всероссийской империи”, первый том которого вышел в 1732 г.

За три недели до своей кончины, в январе 1725 г. Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И.Беринга и А.Л.Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка “сошлась с Америкой”. Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.Н.Татищев, Я.В.Брюс.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И.Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я.Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е.Никонов представил проект создания “потаенных судов” (подводных лодок); И.Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком петровского времени был А.К Нартов- изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

В первой четверти XVIII в. был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшими из них были: двухтомная “Гистория Свейской войны” создававшаяся при участии самого Петра I (издана князем М.М.Щербатовым в конце XVIII в. под заглавием “Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого); “Ядро российской истории” - написана секретарем русского посольства в Швеции А.И. Манкиевым в 1715 г. (вышла в свет в 1770 г.); Гистория о царе Петре Алексеевиче”, составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б.И.Куракиным и опубликованная в конце XIX в.

По инициативе Петра I в России было положено начало собранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывающий населению предъявлять “как человеческих, так и скотских, зверинных и птичьих уродов”, а также “старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно”. С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание “раритетов” которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно- морского и других.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717 г. в Петербурге вышло в свет “Рассуждение...” о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого- самородка И.Т.Посошкова (1652-1726), и прежде всего его наиболее известной работой “Книга о скудности и богатстве”.

Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра I был главный сторонник церковной реформы Феофан Прокорович (1681-1736). Им был разработан “Духовный регламент” (1721) и важный политический трактат “Правда воли монаршей” (1722). Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658-1722) - местоблюститель патриаршего престола в 1700-1721 гг. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами “Знамение пришествия антихристова” и “Камень веры”, направленными против реформаторства и протестантства.

Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров (комедиальных храмин) в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии (например, Ж-Б.Мольера “Амфитрион” и “Доктор принужденный”). Появляются и первые русские драматические произведения: “Владимир” (трагикомедия Ф.Прокоповича), “Слава Российская” (пьеса Ф.Жуковского) и другие.

В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII в. активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин (1690-1742), А.М.Матвеев (1701-1739), а среди мастеров гравюры - И.Адольский. Произведения художников- граверов А.Ф.Зубова, А.И.Ростовцева и П.Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц.

В Петровскую эпоху в градостроительтстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д.Трезини и М.Г.Земцов), Адмиралтейство (архитектор И.К.Коробов). В Москве были построены Сухарева и Меншикова башни (архитектор И.П. Зарудный).

В эпоху Петра I коренной ломке подвергались все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге “Юности честное зерцало”.

Патриархальный образ жизни постепенно уступал место “светскости” и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей, организация танцев, игр и т.д. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Русская культура XVIII в. (1725-1800)

Восемнадцатый век занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика, изменяются масштабы книгопечатания. В живописи на первый план выдвигается портрет, в архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского зодчества.

Литература XVIII столетия показательна для переходного периода. Доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты. Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции.

Гавриил Романович Державин (1743-1816) был крупнейшим русским поэтом конца XVIII в. Его волновали и красота окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно -политические проблемы. Все это он умел выразить ярким слогом, в котором смело сочетал “высокий” и “низкий” стиль, радикально меняя язык русской поэзии.

Денис Иванович Фонвизин (1725-1792) - русский писатель, просветитель, создатель социальной комедии. Служа в дипломатической коллегии под началом Панина, он увидел истинный характер “просвещенного правления” Екатерины II. Одним из первых начал разоблачать миф о “философе на троне”, обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях “Бригадир” и “Недоросль” воспроизвел яркую картину быта помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - писатель, историк, автор “Истории Государства Российского”, основоположник русского сентиментализма. В своих произведениях “Письма русского путешественника”, “Бедная Лиза” Карамзин изображает русских крестьян в чувствительно-сентиментальном духе, в образе идиллических пастушков и пастушек, а помещика- заботливым отцом своих крестьян. Это полностью соответствовало его идее, что крепостное право само по себе не зло, что оно может быть основой благополучия крестьян, если помещик просвещен и гуманен.

Значительного развития достигла в XVIII в. русская наука в лице Щербатова, Ломоносова, Татищева.

Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790), выходец из богатой аристократической семьи, принимал участие в работе Уложенной комиссии, отстаивал интересы дворянства и боролся с либерально настроенным меньшинством. Щербатов выступал против ликвидации крепостнических порядков, видя в этом начало анархии в стране и ослабления государственной власти. Его перу принадлежит “История российская от древнейших времен”, доведенная до 1613 г. Он ввел в обращение большое количество документальных материалов, однако допустил много фактических неточностей. Кроме этого, им был приготовлен к изданию архивный материал времен Петра I, опубликована открытая Татищевым “Русская правда”.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1768) был выдающимся ученым XVIII столетия, интересы и занятия которого охватывали различные области наук. Главная заслуга его как организатора науки состояла в основании и открытии Московского университета (1755). Мировое значение получили труды Ломоносова по естественным наукам, учебник по металлургии, открытие закона сохранения материи и движения, учение о молекулярном движении, о природе электричества. Им были созданы многочисленные приборы по метеорологии, перископ, “ночезрительная труба”. Один из первых Ломоносов стал читать лекции на русском языке, а в 1755 г. выпустил “Российскую грамматику”, заложив основы современного русского языка. Ломоносов внес вклад и в историческую науку, став главой антинорманнского направления.

С именем Василия Николаевича Татищева (1686-1750) связана пятитомная “История Российская”. Он ввел в научный оборот законодательные памятники, такие как Судебник 1550 г., законы о крестьянах разных лет, обработал и свел воедино сведения русских летописей, положив начало критическому подходу к источнику. Татищев считал возможным достижение экономического прогресса в России в рамках существовавшего строя и не ставил вопроса о ликвидации крепостнических отношений.

Характерная черта живописи XVIII в. - освобождение от культовой тематики. Наиболее ярко новые веяния сказались в портрете; появляется изображение человека со всеми присущими данному лицу особенностями и качествами. Русское портретное искусство этого времени имеет мировое значение, особенно выделяются три мастера: Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский и Федор Рокотов.

Кисти Рокотова принадлежат парадные портреты Екатерины II, Павла I, графа Орлова. Особенно удавались ему женские образы, среди самых совершенных - портреты Струйской и Новосильцевой.

Впервые имя Левицкого получило известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 г., на которую он представил шесть блестяще написанных портретов. Писал портреты Дидро, Екатерины II, отца просветителя Новикова, создал серию портретов “смолянок” - воспитанниц института благородных девиц. Изобразив их исполняющими концертные номера, он смог отобразить человека в действии, раскрыв черты его характера.

В скульптуре, как и в живописи, начинает преобладать психологический портрет. Среди мастеров надо выделить сына холмогорского крестьянина Ф.И.Шубина (1740-1805). Ему принадлежит галерея скульптурных портретов, в том числе Екатерины II, ее фаворитов полководцев Чернышова и Румянцева, богатых купцов и промышленников; портреты Павла I и Ломоносова особо выделяются своим “внутренним характером”. А среди монументальной скульптуры следует отметить “Медного всадника” французского скульптора Э.М.Фальконе.

В первой половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре был барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью украшений, обилием лепнины, скульптур, колонн. Наиболее яркими произведениями барокко являются Зимний дворец, Смольный монастырь и дворцы в Петергофе, построенные итальянским архитектором В.В.Растрелли.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися мастерами, как В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов. Для этого стиля характерно возрождение форм классической архитектуры Греции и Рима, простой и строгий фасад.

Баженову принадлежит: дом Пашкова в Москве (здание Российской государственной библиотеки), проект Михайловского замка в Петербурге и неосуществленный проект Кремлевского дворца в Кремле. Трагически сложилась и судьба дворца в Царицыно, разрушенного по приказу Екатерины II за близость Баженова к Новикову.

Творений Казакова сохранилось больше: здание Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов), Голицынская больница, здание Сената в Кремле, Петровский дворец (ныне академия имени Н.Е.Жуковского).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: