Революции в России начала XX в.
Музыка. Театр
Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кружок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хованщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бородина — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».
В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфонические поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 романсов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику.
После промышленного подъема 9О-х гг. XIX в. Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900—1903 гг., затем — период длительной депрессии (1904—1908). В 1909—1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Отрасли, производящие средства производства (группа "А"), увеличили свою продукцию на 83%, а отрасли, производящие товары потребления (группа "Б"), — на 35,3%. В эти же годы (за исключением 191^ г.) в России отмечались высокие урожаи, что придало экономическому развитию страны прочную базу.
Однако социально-политические процессы, происходящие в стране, привели к возникновению революционной ситуации, вызванной сохранением пережитков феодализма (самодержавия, помещичьего землевладения и др.).
Несмотря на некоторые буржуазные реформы, Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавие опиралось на поместное дворянство и охраняло его интересы. Неограниченность власти проявлялась во всевластии чиновников и полиции, в гражданском и политическом бесправии народных масс. Россия была единственной из крупных стран Европы, не знавшей элементов парламентаризма. Существующим самодержавным строем были недовольны все основные слои населения. Сложное внутриполитическое положение усугубила Русско-японская война 1904—1905 гг.
Началом революции послужило "Кровавое воскресенье" — 9 января 1905 г., когда было расстреляно мирное шествие 140 тыс. рабочих Петербурга к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о своих нуждах. По всей стране "Кровавое воскресенье" вызвало всеобщий взрыв возмущения.
По своему характеру революция 1905—1907 гг. в России была буржуазно-демократической, поскольку ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Иначе говоря, ее задачей была революционная ликвидация феодально-крепостнических пережитков, сохранявшихся в стране. В ходе революции определились три основных этапа: 9 января — сентябрь 1905 г.: политические стачки и демонстрации в ряде городов; появление первого в стране Совета рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске; восстание на броненосце "Потемкин".
Октябрь — декабрь 1905 г.: Октябрьская всероссийская политическая стачка; царский Манифест 17 октября; создание законодательной Государственной Думы, разгром Декабрьского вооруженного восстания в Москве.
Январь 1906 г. — 3 июня 1907 г.: спад революции, разгон 1-й и 2-й Государственной Думы; конец революции.
Роспуск 3 июня 1905 г. Государственной Думы означал окончательное поражение и конец революции. По стране прокатилась волна арестов, обысков, административных высылок. Одним из организаторов подавления революции был П.А. Столыпин (1862— 1911) — председатель Совета министров и министр внутренних дел. Во избежание новой революции Столыпин предложил программу преобразований, ведущее место в которой занимала аграрная реформа, создающая дополнительную социальную опору для царизма в деревне в лице богатых крестьян (кулаков). Аграрная реформа желательных результатов не дала, а ее автор П.А. Столыпин был в 1911 г. убит эсером Багровым.