double arrow

АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ ВОЗНЕСЕНСКИЙ


Терц, А. Литературный процесс в России: Лит.-крит. работы разных лет / А.Терц. - М.: Изд-во РГГУ, 2003. - 417 с.

Сидоров, Е. Евгений Евтушенко: Личность и творчество / Е.Сидоров. - М.: Худож. лит., 1987. - 206 с.

Возчиков, В. А. Евгений Евтушенко - критик: Литературно-критические этюды / В.А. Возчиков. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1992. - 88 с.

Барлас, В.Я. Глазами поэзии: Об открытиях искусства и современных поэтах. - 2-е изд., доп. / В.Я.Барлас - М. : Сов. писатель, 1986. - 287 с.

Оскоцкий, В.Д. Евтушенко Евгений Александрович / В.Оскоцкий // Русские писатели 20 века: Биографический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000. – С.254 -256.

(1933 - 2010)

Начало творческого пути (1958): стихотворения «Дорожная», «Первый лед», «Лавра» и др., опубликованные в «Литературной газете» и сб. «День поэзии». Своеобразие стиля: энергия ритма, экстравагантность сравнений и метафор, звуковые эффекты. Продолжение традиций футуристов: раннего В.Маяковского, Б.Пастернака, С.Кирсанова.

Прямой разговор с читателем-современником на протяжении всего творчества.

Книги стихов: «Мозаика», «Парабола» (1960). Видение мира в трагических противоречиях. Стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации. Тесное переплетение тем творчества, любви, истории. «Гойя» - одно из ключевых стихотворений этого периода. Отражение воспоминаний об увиденной в детстве книге рисунков Гойи, ассоциировавшихся для мальчика с трагедией Великой Отечественной войны. Образ художника, вбирающего в себя голос войны и горе народа. Своеобразие звуковой организации стиха: ассонансы и аллитерации, внутренние рифмы и созвучия, создающие художественную целостность текста.




Живописное восприятие мира, «архитектурность» образов, склонность к гиперболизации, сложной ассоциативности.

Поэма «Мастера» (1957, опуб. 1959). Художественное выражение темы творчества, мастерства через обращение к русской истории, к легенде о мастерах, построивших храм Василия Блаженного в Москве и ослепленных по приказу Ивана Грозного. Противостояние искусства и деспотической власти, «художников» и «варваров». Фольклорные и литературные (поэма Д.Кедрина «Зодчие») источники поэмы.

Книга стихов «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша»« (1962). Обращение к современной жизни Америки, России, планеты и выражение своих взглядов на искусство, задачи поэзии. Стремление проникнуть в «души» предметов, явлений. Резкие контрасты материального и духовного, грандиозного и обыденного как основа поэтического видения. Яркая метафоричность стиля, понимание «метафоры как «мотора формы». Взаимодействие стиха и прозы.

Поэма «Лонжюмо» (1963), посвященная Ленину и его марксистской школе в Лонжюмо.



Современные проблемы и конфликты в поэтических книгах «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969), «Взгляд» (1972).

Поэма «Оза» (1964). Своеобразие формы – случайно найденный дневник. Связь темы любви и актуальной проблемы «человек и научно-технический прогресс». Опасность нашествия «программированного зверья», роботов, угрожающих человечности, любви. Понимание миссии поэта в спасении от «роботизации». Обращение к средствам фантастики, сатирического гротеска, к различным формам условности.

Эволюция художественного стиля, освобождение от экстравагантности, стремление к обогащению духовного содержания поэзии в 1970-е годы. Книга стихов «Витражных дел мастер» (1976). Образ-мотив света, его связь с осмыслением миссии художника - «сотворение света». Программное значение стихотворения «Ностальгия по настоящему». Неприятие духовной фальши, «графоманства чувств», жажда «настоящего». Ощущение ответственности поэта перед людьми и перед жизнью.

Жанровые, стилевые искания и эксперименты в творчестве 1970-1990-гг. Поэма «Авось» (1969), ставшая основой рок-оперы «Юнона и Авось» (музыка А.Рыбникова). Романтическая история любви русского путешественника и дочери губернатора Аляски.



Поэма «Вечное мясо» (1977) - фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

Поэма «Андрей Полисадов» (1979) - история прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение. Активизация неохристианских мотивов в творчестве поэта.







Сейчас читают про: