double arrow

Барлас, В.Я. Глазами поэзии: Об открытиях искусства и современных поэтах. - 2-е изд., доп / В.Я.Барлас. - М. : Сов. писатель, 1986. – С. 169 -208


Участие в запрещенном альманахе «Метрополь».

Статья-манифест «Архистихи» (1982), провозгласившая равенство звука и изображения в поэзии, стремление соединить художественную выразительность слова и его графического изображения.

Проза: «Мне четырнадцать лет» (1980) и «О: Рифмы прозы» (1983) — два решения темы «о времени и о себе». Неоднозначность жанрового определения: разрушение границы между повседневным бытом творцов и жизнью их творческого духа, между поэзией и прозой. «Мне четырнадцать лет» как портрет Пастернака и автопортрет. Судьба поэта и смежные с ней судьбы как стартовая площадка для полета авторской мысли и фантазии в «О». Новый жанр прозы, подчиненный единому абрису и звучанию буквы «О».

Активизация социально-нравственных мотивов в сборнике «Прорабы духа» (1984), где сквозная публицистическая тема проходит сквозь стихи, прозу, критические заметки. Интерпретация темы «прорабства», объединяющего всех, кто служит искусству и «общественников культуры», реализовавших себя в «деятельности ради искусства».

Поэма «Ров» (1987), посвященная суду над гробокопателями, добывавшими золото из захоронений жертв геноцида. Преступление перед перед священной памятью о жертвах войны как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями.




Тема распада в творчестве Вознесенского, ее эволюция: в 1960-е гг. – о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, в 1980- 1990-е гг. - о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравственных ценностей («Рапсодия распада»). Поиск противоядияпротив распада и варварства в искусстве, в подвижнической деятельности русских интеллигентов — «прорабов духа», в возрождении христианских ценностей.

Игровые эксперименты в сфере синтеза искусств в книгах: «Аксиома самоиска» (1990), «Видеомы: Стихи визуальные объекты, проза» (1993), поэтическом альбоме «Книга гаданий» (1995), продолжающем традиции древнекитайской книги гаданий «Ицзин». Взаимодействие слова и графики, живописи, скульптуры, создание инсталляций.

Возвращение от экспериментов к лирике: «Не отрекусь. Избранная лирика» (1996).

Размышления об уходящем ХХ веке в книге «Жуткий Crisis Супер стар» (1998-1999).

Стремление «опоэтизировать Интернет в книге «www. Девочка с пирсингом. ru. Стихи и чаты третьего тысячелетия» (2000).

Зрелищность, театральность, сценичность творчества Вознесенского. Его произведения как основа известных спектаклей («Антимиры», «Юнона и Авось»). Стихи поэта, положенные на музыку и ставшие эстрадными шлягерами.

ЛИТЕРАТУРА

Кедров, К.А. Вознесенский Андрей Андреевич / К.А.Кедров // Русские писатели 20 века: Биографический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000. – С.157 -159.



Марченко, А. Ностальгия по настоящему (заметки о поэтике А.Вознесенского). [Электронный ресурс] / А.Марченко // Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/60s/voznes/marchenko.htm (Дата обращения 25.12. 2010).

Новиков, В. Открытым текстом (Поэзия и проза Андрея Вознесенского. [Электронный ресурс] / В.Новиков // Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/60s/voznes/novikov.htm (Дата обращения 25.12. 2010).

Пьяных, М. Ф. Покой нам только снится: рус. сов. поэзия 1965-1985 гг. / М.Ф.Пьяных. - Л. : Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. - 32 с.

Сидоров, Е.Ю. Течение стихотворных дней: Статьи. Портреты. Диалоги. / Е.Ю.Сидоров. - М.: Сов. писатель, 1988. – 156 с.

Тимофеев, Л. Феномен Вознесенского / Л.Тимофеев // Новый мир. - 1989. - №2. - С. 239 - 256.