Александр Исаевич Солженицын

Новый тип героя – простого, подчеркнуто обыкновенного человека, не совершающего подвигов. Разрушение стереотипа героя, утвердившегося в литературе в 1930-50-е годы. Изображение повседневного, частного бытия.

Жанрово-стилевые тенденции: 1) активизация лирической тенденции, связанной с общей потребностью осмыслить время и себя в нем; проникновение лирического начала в различные жанры; 2) активизация социально-аналитической тенденции, связанной со стремлением исследовать и понять причины противоречий времени.

Социально-аналитическое начало в первых опытах осмысления противоречий действительности: «Рычаги» (1956) А.Яшина, «Собственное мнение» (1956) Д.Гранина, «Не хлебом единым» (1956) В.Дудинцева, «Хочу быть честным» (1963) В.Войновича. Духовный конфликт личности и системы винтика.

Лирико-мемуарная проза (К.Паустовский «Повесть о жизни» (1945-1963), О.Берггольц «Дневные звезды» (1 ч. - 1959, 2 ч. - незаконч.), М.Пришвин «Корабельная чаща» (1954), «Глаза земли» (1957), И.Эренбург «Люди. Годы. Жизнь» (1960-1965)). Видение истории, «биографии века», судьбы поколения, мира природы и культуры сквозь призму авторских переживаний и размышлений. Ассоциативный принцип повествования.

Молодежная проза, представленная писателями, объединившимися вокруг журнала «Юность». В.Аксенов («Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963), А.Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» (1956), А.Кузнецов «Продолжение легенды» (1957)).

Герои – молодые люди, чаще всего городская молодежь. Сближение позиций автора и героя. Отражение в молодежной прозе присущих оттепельному времени стихии движения, легкости, открытости. Внимание к формирующейся личности. Поиск героем новых духовных ориентиров в жизни. Образ дороги, сюжет путешествия, бегства из дома. Конфликт «отцов и детей». Романтизация конфликта героя и окружающего мира.

Своеобразие стиля: разговорная интонация, молодежный сленг.

Лирико-психологический рассказ 1950-1960-х годов: проза Ю.Казакова, Ю.Нагибина, А.Битова. Движения души обыкновенного человека как главный объект анализа. Правда естественных чувств, раскрывающихся в координатах бытия, а не в координатах истории. Герой с растревоженной душой, мотив несовпадения, несостоявшегося счастья. (Ю.Казаков «Осень в дубовых лесах» (1961), «Адам и Ева» (1962), «Двое в декабре» (1962), «На острове» (1962), Ю.Нагибин «Чистые пруды» (1963), А.Битов «Большой шар» (1963), «Такое долгое детство» (1959-1961)).

Формирование как самостоятельного идейно-тематического направления «деревенской прозы»; вхождение в обиход данного термина, его условность. В центре внимания - народный характер, художественное исследование его нравственных основ, истоков его жизнестойкости. Осознание ценности деревенского особого уклада жизни, связи с природой, трудовых навыков, народной крестьянской морали, противостояние тому, что несет деревне город.

Лирическая тенденция в произведениях деревенской прозы: «Владимирские проселки» (1957), «Капля росы» (1960) В.Солоухина, «Угощаю рябиной» (1964) А.Яшина, «Последний поклон» (1968) В.Астафьева. Свободное построение сюжета, естественность стиля, лиризм повествования. Сюжет путешествия, воспоминаний, возвращения в детство и сюжет раздумий о судьбе деревни.

Социально-аналитическая тенденция в деревенской прозе. Острота постановки социальных и морально-этических проблем: В.Тендряков («Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956) «Поденка - век короткий» (1965)), А.Яшин («Вологодская свадьба» (1962)), Б.Можаев («Живой» (1966)), В.Белов («Привычное дело» (1966)).

«Матренин двор» (1963) А. Солженицына - произведение, стоящее у истоков деревенской прозы, отражающее те перемены, которые происходили в ней на рубеже 1950-1960-х годов. Толстовская традиция в изображении народного характера каратаевского типа. Восприятие героя-праведника как смысложизненной опоры, центра русского мироздания.

Эпическая тенденция в развитии деревенской прозы. Исследование народных характеров через исследование исторического пути крестьянства в трагические, переломные моменты истории: «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968) Ф. Абрамова, «На Иртыше» (1964), «Соленая падь» (1968) С.Залыгина.

Вторая книга романа М.Шолохова «Поднятая целина» (1-я кн. – 1932, 2-я – 1960) в контексте литературы периода «оттепели». На первом плане - не крестьянская масса и не ее идейные вожди, а живые характеры людей из народа во всей их сложности и противоречивости. Эволюция образов коммунистов. Интерес к человеку с «чудинкой». Сложное взаимодействие трагического и комического в романе.

Неоднозначность авторской позиции: внутренняя борьба коммуниста Шолохова и Шолохова - правдивого художника.

Военная проза, основные тенденции ее развития в период «оттепели».

Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (1956), его роль в развитии литературы о войне. Характерное для «оттепели» заглавие. Своеобразие композиции: рассказ в рассказе. История, судьба народа, представленная сквозь призму судьбы обычного человека. Широкий временной охват. Предложенное критиками определение жанра как рассказа-эпопеи. Концентрация трагедийного аспекта. Взаимодействие мотивов жизни и смерти, страдания, одиночества и сиротства. Сила характера героя, проявляющаяся через активную человечность, способность творить добро и помогать другим. Роль открытого финала.

«Лейтенантская проза» и развитие жанра повести («Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959) Ю.Бондарева, «Иван» (1957), «Зося» (1963) В.Богомолова, «Южнее главного удара» (1958), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961) Г.Бакланова, «На войне как на войне» (1965) В.Курочкина и др.). Сочетание исповедальности и аналитизма. Задача «накопления правды» войны, состоящей из миллионов «правд».

Стремление каждого из писателей рассказать о своей войне. Точка зрения рядового ее участника, младшего командира, организующая повествование. Акцент на правде чувств. Проявление лирического начала. Концентрация действия в пространстве и во времени. «Окопная правда». Ситуация нравственного испытания как основа сюжета. Продолжение традиций В.Некрасова в «лейтенантской прозе» 1960-х.

Тяготение повести 1960-х к расширению внутренней масштабности изображения, стремление раскрыть роль личности в историческом процессе, выявить связь времен через пересечение разных временных пластов: военного прошлого и современности («Мертвым не больно» (1966) В.Быкова, «Наш комбат» Д.Гранина).

Романное начало, проявляющее себя в жанровых рамках повести. «Убиты под Москвой» (1963) К.Воробьева: автобиографическая основа произведения, предельная пространственно-временная концентрация действия и выход к большим обобщениям. Конкретика и многозначность заглавия повести.Своеобразие композиции, взаимодействие двух точек зрения на происходящее - изнутри и из дали времени. Стремление автора объяснить причины трагедии войны, выявить связь военного прошлого с предвоенным временем. Значение внутреннего психологического сюжета, связанного с проблемой вынужденного стремительного взросления и одновременно -преодоления тоталитарного сознания человека-винтика. Образы лейтенанта Ястребова и капитана Рюмина, их эволюция. Преодоление героями «детского» взгляда на жизнь, ощущения собственной беспомощности и страха, власти иллюзий, веры в мудрость вождя. Постижение ими немифологизированной реальности и пробуждение чувства личности, осознание ответственности за происходящее. Трагедийность финала и его открытость. Отсутствие патетики в трактовке темы подвига.

Эпическая тенденция в прозе о войне. Трилогия К.Симонова «Живые и мертвые» (1959-1970). Личный опыт, архивные материалы и опыт других участников войны как основа трилогии. Широкий охват событий (с первых месяцев отступления и до победоносной операции «Багратион» (1944), решившей исход войны) Стремление к максимальной правдивости, к созданию достоверной картины времени. Влияние атмосферы оттепели на авторскую концепцию. Роль сквозных сюжетообразующих мотивов: доверия к человеку, ответственности, ценности человеческой личности. Судьбы военного корреспондента Синцова и генерала Серпилина. Вера в человека, справедливость в отношении к людям как главные темы трилогии.

Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960, опубл. 1987). как этап в развитии военной прозы. Раскрытие противоречий тоталитарной эпохи в романе.

Проблема «человек и тоталитарная система», пути ее художественного осмысления в произведениях А.И.Солженицына, В.Шаламова, Ю.Домбровского и др. Соотношение социально-политического, нравственно-психологического и философского начал в их творчестве.

Обращение литературы «оттепели» к условным формам изображения жизни и одновременно стремление к углублению постижения мира и человека. (В.Аксенов, «Пора, мой друг, пора» (1963), «Жаль, что вас не было с нами» (1965), «Затоваренная бочкотара» (1968)).

Развитие научно-фантастической прозы. Размышление о путях развития цивилизации, о социально-нравственных проблемах в произведениях А. и Б.Стругацких, И.Ефремова, А.Казанцева, К.Булычева и др. Проблема «человек и тоталитарная система», взаимодействие утопического и антиутопического в фантастической литературе.

Возрождение сатиры в литературе «оттепели». Творчество Ф.Искандера («Созвездие Козлотура» (1966)), В.Войновича («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1963-1969), опубл. Париж, 1975).

ЛИТЕРАТУРА

Апухтина, В. А. Современная советская проза (60-70-е годы: учеб. пособие для филол. фак-тов ун-тов / В.а.Апухтина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. - 272 с.

Бочаров, А.Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-х - 80-х годов. / А.Г. Бочаров. - М.: Художественная литература, 1988. - 383 с.

Бочаров, А.Г. Человек и война. / А.Г. Бочаров. – М: Сов. писатель, 1978. - 478 с.

Бритиков, А. Русский советский научно-фантастический роман / А.Бритиков. - Л.: Наука, 1970. - 448 с.

Бритиков, А. Отечественная научно-фантастическая литература: некоторые проблемы истории и теории жанра / А.Бритиков. - СПб.: Творческий центр «Борей-Арт», 2000. - 400 с.

Демина, Л. И. Эволюция конфликта в русском литературном процессе 50 - 60-х годов XX века: Дис.... д-ра филол. наук / Л.И.Демина. - Краснодар, 2002. - 367 с.

Лейдерман, Н. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы / Н.Л.Лейдерман. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 256 с.

Новожеева, И. В. Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов: по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина: Дис.... канд. филол. наук. - Брянск, 2007. - 212 c.

Русская литература ХХ века: Учебное пособие. В 2-х т. Т.2: 1940-1990-е гг. / Под ред. Л.П. Кременцова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Изд. центр Академия, 2005. - С. 28-43.

Садовникова, Т.В. Исповедальное начало в русской прозе 1960-х годов (На материале жанра повести): Дис.... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2004. - 204 c.

(1918-2008)

Прозаик, поэт, драматург, публицист, общественный и политический деятель, диссидент, активно выступавший против коммунистических идей, тоталитарного режима, против политики СССР, работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).

Тесная связь жизни и творчества писателя. Принцип достоверности, правдивости как основа творчества. Восприятие жизненных испытаний (войны, лагеря, смертельной болезни) как посланных свыше. Понимание своей миссии как проводника, исполняющего «вложенную цель», писательства - как дела служения правде, которая «весь мир перетянет».

Первые публикации в ж. «Новый мир» - рассказы «Один день Ивана Денисовича» (1962) «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кречетовка» (1963).

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1959 – 1-я ред. («Щ-854»), 1962 – 2-я ред.), его роль в изменении сознания людей эпохи «оттепели». Пространство лагеря как художественная модель тоталитарной России. Предметная детализация, материальность, ощутимость любой детали. Ослабленная событийность, изображение не ярких событий, а повторяющихся бываний. Принцип хроники как основа организации действия.

Стремление тоталитарного общества превратить человека в знак, «нумер». Необходимость выбрать принцип поведения в экстремальной ситуации для сохранения своего «я». Различные варианты поведения, представленные героями повести (бригадира Тюрина, Алешки-баптиста, кавторанга Буйновского, Цезаря). Воплощение в образе Ивана Денисовича Шухова лучших черт русского национального характера. Нравственные опоры, позволившие герою выстоять в лагере.

Форма повествования, промежуточная между сказом и безличным повествованием, переплетение голосов героя и автора.

Рассказ «Матренин двор» (1959 («Не стоит село без праведника»), опубл. 1963) как продолжение поисков писателя в осмыслении эпохи и народного характера. Особенности сюжетно-композиционной структуры. Значимость экспозиции для создания образа времени. Мотив искажения жизни, ее ценностей. Установка на достоверность. Роль христианского подтекста в рассказе. Неоднозначность образа праведницы Матрены в аспекте традиций житийной литературы. Реализация характера в обыденной, бытовой сфере. Понимание героиней жизни как служения людям. Хронотоп «дома-двора». Функции детали. Взаимоотношения «дома» и враждебного ему социального мира.

Роман «В круге первом» (1955-1968, опубл. за границей – 1968). Соотношение жизненной достоверности, автобиографичности и художественной обобщенности. Конкретный и символический смысл событий. Многозначность образа круга.

Принцип замкнутости / открытости как основополагающий в характеристике системы образов, художественного времени и пространства. Его связь с основной философской проблемой романа - свободы и несвободы.

Символичность времени действия – празднование католического Рождества. Соизмерение исторической реальности, проникнутой враждой, страхом и ненавистью, с величайшим событием духовной истории, связанным с идеалом общечеловеческого братства.

Замкнутость, закрытость как принцип политики и характеристика общественной психологии в тоталитарном государстве. Попытки героев разорвать эту замкнутость. Взаимосвязь сюжетных линий дипломата Володина и обитателей «Марфинской шарашки». Тема очищения души страданием, нового ее рождения. Мотивы истинного и ложного счастья, истинной и ложной веры.

Повесть «Раковый корпус» (1963-1967, опубл. за границей – 1968)). Мозаика индивидуальных судеб героев. Испытание близостью смерти. Отношение к ней, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальности каждого из героев. Поиск ответа на толстовский вопрос: «Чем люди живы?».

«Архипелаг ГУЛАГ. Опыт художественного исследования»(1958-67, посл. ред. – 1979, публ. за границей 1-го тома - 1972). Выход за пределы традиционных жанров, создание нового типа произведения, пограничного между художественной, документальной литературой и публицистикой. Продолжение и обновление традиций русской литературы о каторге (Достоевский, Чехов, Дорошевич). Каторга как модель тоталитарного режима. Разрушение мифа о «гуманности» ленинизма. Критика советской системы. Анализ механизма работы репрессивной машины. Исследование быта, устройства, организации, жестоких законов лагерной системы. Относительность границ между «свободным» и «несвободным» мирами. Тема ада и воскрешения.

Период вынужденной эмиграции (1974-1994).

Роман-эпопея «Красное колесо. Повествование в отмеренных сроках» о судьбе России 1914-1917 годов, о Первой мировой войне, февральской и октябрьской революциях. Его связь со всем предшествующим творчеством Солженицына.

Сложность жанровой структуры эпопеи. Влияние модернистской традиции Дос Пасоса. Сочетание художественных и документально-исторических глав, монтажа газетных материалов, принципов сценарной драматургии («экран»). Стремление писателя к развенчанию «придуманной истории». Поиск исторической истины.

Принцип «узлов», «то есть сплошного густого изложения событий в сжатые отрезки времени» с перерывами между «узлами»: Узел I — «Август Четырнадцатого», Узел II — «Октябрь Шестнадцатого», Узел III — «Март Семнадцатого», Узел IV — «Апрель Семнадцатого», Дополнение — «На обрыве повествования». Конспект не[до]написанных Узлов (V—XX) («Июль Семнадцатого», «Август Семнадцатого», «Сентябрь Семнадцатого», «Октябрь Семнадцатого», «Декабрь Семнадцатого»).

Прием метафоризации повествования. Мотивы русского фатума, бесовщины, жизни и смерти, их структурообразующая функция.

Публицистика 1960-1990-х годов: критика коммунистической идеологии, западной демократии и культуры: «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни» (1967-75, посл. ред. - 1992), «Угодило зернышко промеж жерновов. Очерки изгнания» (1978, публ. не заверш.), Нобелевская лекция (1972), «Письмо вождям» (1974), Гарвардская речь (1978), статья «Как нам обустроить Россию?» (1990) и др.).

Религиозно-философские взгляды Солженицына, его патриотическая позиция в сб. «Из- под глыб» (1974), «Ленин в Цюрихе» (1975).

«Двучастные» рассказы 1990-х годов. Композиционный принцип столкновения двух разных человеческих судеб в сходных исторических ситуациях («Эго», «Абрикосовое варенье» и др.). Обращение в позднем творчестве к собственному историческому опыту, к событиям войны. Установка на подлинность, репортажность стилевой ткани рассказов.

ЛИТЕРАТУРА

Александр Исаевич Солженицын: Материалы к биобиблиографии / Сост.: Д. Б. Азиатцев, Н. Г. Левитская, М. А. Бенина. При уч. Г. А. Мамонтовой. Отв. ред. тома Н. Г. Захаренко.— СПб.: Рос. нац. б-ка, 2007. — 470 с. То же [Электронный ресурс]: https://www.solzhenitsyn.ru/bibliografiya/materiali_kbibliografii_rnb/materiali_k_biobibliografii_ais.doc. (дата обращения 11.11. 2010.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: