Радикальная социология Ч. Р. Миллса

КОЗЕР О ПРИЧИНАХ, ОСТРОТЕ, ДЛИТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИЯХ КОНФЛИКТА.

Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассмат¬ривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликтам остроту конфликтам длительность конфликтам функции конфликта.
Козер определяет конфликт как процесса который при определен¬ных условиях может «функционировать», чтобы сохранить «социальный организм». Основные подходы к конфликту Козера. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе.Также как и Зиммель, Козер считаете что конфликт содействует сохранению ус-тойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать центра¬лизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать со¬циальный контроль.
Причины конфликта
1. Чем больше неимущие группы сомневаются в законности сущест¬вующего распределения дефицитных ресурсов тем вероятнее что они должны будут разжечь конфликт.
а) Чем меньше каналов, по которым группы могут излить свое недовольство по поводу распределения ресурсов тем более вероятное что они должны усомниться в законности
б) Чем больше члены неимущих групп пытаются перейти в привиле¬гированные группы чем меньше допускаемая при этом мобильностью тем вероятнее, что они не станут придерживаться законности
2. Чем больше обнищание групп из абсолютного превращается в относительное, тем более вероятно, что эти группы станут зачинщика¬ми конфликтов
а) чем в меньшей степени социализациям испытываемая членами неимущих групп, порождает у них внутреннюю личную принужденностью тем более вероятно, что они должны испытывать относительное обнища¬ние
б) чем меньше внешних принуждений испытывают члены неимущих групп, тем больше вероятность того, что они испытывают относитель¬ное обнищание.
Острота конфликта Козером определяется такими переменными как эмоции, вызванные у участников конфликта, уровень реализма этих участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проб-лемами.

В 1959 г. выходит книга Чарльза Р.Миллса "Социологическое воображение", в которой автор подвергает радикальной критике господство функционализма и эмпиризма. Наступило время, когда потребность в дальнейшем развитии социологической теории проявилась с большей отчетливостью. Сама идея воображения свидетельствует о том, что социологи должны стремиться не к механической обработке данных, а к творческому осмыслению социальных процессов. Социология оказывается определенным способом видения, когда обоснование действий индивидов соотносится с широким социальным контекстом.

Среди важных черт развития социальной теории в эту пору следует отметить влияние структурализма (французского по своему происхождению интеллектуального течения) и культурализма (преимущественно британского). Возникают новые разнообразные формы марксизма, в том числе структуралистского и культуралистского. В этот период возрождается и социология в СССР. Она выступает преимущественно как прикладная дисциплина, поскольку социальная теория в ту пору была почти исключительно представлена философским марксизмом-ленинизмом.

Его творческие относятся к двум крупным областям: 1) политический радикализм - критика существующего социального строя, в котором господствуют бюрократия и властвующие элиты; 2) социологический радикализм - критика американской социологии, впавшей в абстрактный эмпиризм и спекулятивное философствование. В последние годы своей жизни Миллс стал бескомпромиссным критиком. Кроме критической части, включающей два указанных раздела, Миллс разработал конструктивную программу, названную им <новой социологией>: переустройство социологии на фундаменте духовных ценностей и возвращение к <высокой классике>.

Книга <Социологическое воображение> занимает особое место в творческой биографии Р. Миллса и в истории современной социологии[52]. В ней автор выносит приговор святая святых американской социологии - эмпирической методологии П. Лазарсфельда и <большой теории> Т. Парсонса. Если и было чем гордиться американским социологам в середине XX в., так это двумя великими достижениями - мощной эмпирической индустрией, выпускающей каждый месяц десятки и сотни изготовленных по всем требованиям научного метода образцовых исследований, и самой грандиозной теоретической системой в современной социологии, затмившей все уже созданное.

Работа Миллса явилась, быть может, самым сильным вызовом социологическому истэблишменту США, который когда-либо был ему брошен. Написанная ярким публицистическим языком, она содержала аргументы, которые мог выдвинуть только опытный исследователь и проницательный аналитик. Р. Миллс выявил действительные болезни современной социологии, которые назвал <абстрактным эмпиризмом> и <большой теорией>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: