Смерть Петра

Душа Петербурга

Москва гордилась своими священными реликвиями: ризой Христа, частью ризы Богородицы, головой Иоанна Златоуста и головой Григория Богослова, частицами мощей Иоанна Крестителя и святого Георгия. А в Петербурге не было ничего, что привлекало бы духовный взор народа, вселяло бы в людей веру в прочное будущее, пробуждало воспоминания о славном прошлом. Городу срочно нужен был монастырь и своя священная реликвия.

Вновь за дело берется Д.Трезини. Он разработал проект величественного сооружения, больше напоминающего замок-дворец, чем суровую монашескую обитель. Строительство шло медленно. Делу мешали военные нужды, на первом месте всегда были крепость и дворцы. К концу 1723 года в монастыре были готовы только часть двухэтажных служб и церковь Благовещения. Нетерпеливый Петр тут же велел перенести в нее прах своего сына Петра (умершего в младенчестве), любимой сестры – Натальи Алексеевны, вдовы брата – Царицы Прасковьи. Тем самым монастырю был придан государственный статус.

Посвящение обители русскому князю Александру Невскому, причисленному церковью к лику святых, не было случайным. В 1240 году князь Александр разгромил на берегах Невы войско шведского ярла Биргера. За эту победу он получил почетное прозвище «Невский». А через два года нанес поражение рыцарям Ливонского ордена на льду Чудского озера. Перенесение мощей князя-воина из древнего Владимира в Петербург подчеркивало связь времен между древнерусским государством и новой Россией.

В 1753 году по желанию дочери Петра, императрицы Елизаветы, мощи положили в серебряный саркофаг. Почти полторы тонны драгоценного металла, добытого в горах Алтая, пошло на изготовление гроба. После Октябрьского вооруженного восстания 1917 года этот уникальный памятник отечественного ювелирного искусства перенесли в государственный Эрмитаж, а мощи святого исчезли.

Теперь город, наконец, обладал всеми приметами столицы. В центре, плотно прижимаясь к правому берегу Невы, подпирая низкое небо своим золотым шпилем, протянулась Петропавловская крепость – символ силы и имперской мощи государства. Напротив нее, на левом берегу светился золотисто-белым фасадом и луженым железом кровли императорский дворец – символ власти. Тонкий шпиль, увенчанный золотым корабликом, обозначал Адмиралтейство – символ превосходства на море. Строящаяся Александро-Невская лавра стала символом духовной жизни Петербурга.

В 1724 году болезни Петра I обострились. Камни в почках мучили его постоянными приступами. Петр бодрился: напряженно работал по утрам, составлял инструкции капитану Витусу Берингу для поисков пути на Восток через Ледовитый океан, посещал новые стройки и ассамблеи, бурно отпраздновал пятнадцатилетие дочери Елизаветы. Пировал не думая о последствиях. Во второй половине января 1725 года приступы участились. Лежа в постели, император еще пытался диктовать указы и письма, но все чаще и чаще терял сознание. Жизнь медленно и мучительно покидала его.

Велено было выпустить из тюрем всех арестантов, чтобы молились за здоровье государя. На рассвете 8 февраля Петр попросил перо. Слабеющей рукой он успел написать: «Отдайте все…», и перо выпало из мертвой руки. Умер человек, в чьем уме родилась грандиозная идея: изменить свою страну, создать в кратчайший срок на болотистом берегу моря великий город, достойный нового могущественного государства. И он создал его …

Специально учрежденная траурная комиссия разработала пышный церемониал погребения по европейскому образцу. Приготовления тянулись так долго, что печальная церемония была проведена только 10 марта. Усыпальницей царя был избран Петропавловский собор в крепости. От Зимнего дворца через Неву был наведен мост, по обеим сторонам которого стояли войска. Во втором часу пополудни медленно тронулось траурное шествие. Тело Петра вынесли со второго этажа дворца через балкон, по особой лестнице, пристроенной снаружи. Раздался торжественный звон колоколов всех петербургских церквей, и пушечная пальба с бастионов крепости и Адмиралтейства. За гробом следовали маршал церемониальных дел, императрица и все особы царской семьи, поодиночке, с двумя ассистентами при каждом. Войска, при приближении траурной колесницы, опускали ружья и примыкали к шествию. Царские останки поставили на величественно убранный постамент в соборе, и красноречивый архиепископ Феофан Прокопович произнес над ними свою знаменитую речь, которая сохранилась как образец ораторского искусства: «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне! Что видим? Что делаем? – Петра Великого погребаем!». В храме слышались рыдания присутствующих. Предание земле гроба Петра сопровождалось троекратными залпами из пушек и ружей.

Так проводил Петербург в могилу своего великого создателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: