Примерные вопросы к экзамену. 1. Понятие «средневековье», периодизация, методология, основная проблематика курса истории средних веков

1. Понятие «средневековье», периодизация, методология, основная проблематика курса истории средних веков.

2. Историография истории средних веков.

3. Древние германцы в I–IV вв.: общественный строй, хозяйство, быт, нравы.

4. Образование варварских королевств в Западной Европе.

5. Франкское государство Меровингов: понятие о «дофеодальном периоде».

6. «Каролингское возрождение».

7. Генезис феодализма в Западной Европе.

8. Хозяйственный и социальный строй франков по «Салической правде». Франкское государство в эпоху майордомов. Переход королевского титула к Пипинидам (Каролингам).

10. Феодальная Европа в IX—XI вв.

11. Эволюция франкской общины в VI—IX вв.

12. Франция в IX—XI вв.

13. Особенности процесса феодализации в Германии. Внутренняя и внешняя политика Оттона I. Образование Германской империи и ее развитие до начала XI в.

14. Политика королей Франконской династии. Борьба пап и императоров за инвеституру. Вормсский конкордат.

15. Италия в IX—XI вв.

16. Историческое развитие Англии до середины XI в.

17. Западные славяне в VI—XI вв. Образование западнославянских государств.

18. Расселение славян на Балканском полуострове. Образование и развитие южно-славянских государств (VI—XI вв.).

19. Социально-экономическое и политическое развитие Византии в IV—VI вв.

20. Внутренняя и внешняя политика Юстиниана.

21. Византия в VII веке в эпоху свободной сельской общины.

22. Генезис феодализма в Византии в VII—первой половине IX в.

23. Византия в IX—XI вв.

24. Средневековый человек и его мир.

25. Римская церковь и распространение христианства (IV—XI вв.).

26. Возникновение городов в Западной Европе: причины и предпосылки.

Население и топография городов средневековья.

27. Возникновение ислама. Арабский халифат в мекко-мединский период.

28. Арабский халифат Омейядов.

29. Арабский халифат Аббасидов.

30. Причины и предпосылки крестовых походов. Первый, второй и третий крестовые походы. Исламские государства эпохи крестовых походов.

31. Четвертый крестовый поход. Последние крестовые походы. Последствия крестоносного движения.

32. Город и деревня в Западной Европе XI—XIII вв. (на примере Франции, Англии или Германии).

33. Процесс централизации во Франции в XIII—начале XIV в. Возникновение Генеральных Штатов, их структура, функции.

34. Столетняя война: причины, основные периоды, события, итоги.

35. Англия во второй половине XI—XIII вв.

36. Крестьянские войны в Западной Европе XIII—XV вв.

37. Возникновение английского парламента, его структура, функции.

38. Англия в XV в. Обострение противоречий в обществе.

39. Характерные черты социально-экономического и политического развития Германии в XII—XIII вв. Правление Фридриха I Барбароссы.

40. Империя и папство в XIII в.

41. Социально-экономическое развитие Германии в XIV—XV вв.

42. Политическое развитие Германии в XIV—XV вв.

43. Чехия в составе Священной Римской империи.

44. Ян Гус. Гуситские войны в Чехии.

45. Политический строй итальянских городов-государств в XII—XV вв. Ранний итальянский капитализм.

46. Испания в XI—XIII вв. Причины, ход, движущие силы реконкисты.

47. Образование объединенного Испанского королевства. Усиление королевской власти в конце XV в.

48. Византия в XII—XV вв.: социально-экономическое и политическое развитие.

49. Ослабление Византийского государства, сокращение территории. Конец Византийской империи.

50. Католическая церковь в XI—XV вв.

51. Характеристика раннего Возрождения в Италии XIV—XV вв. Основные черты итальянского гуманизма.

52. Генезис капитализма в Западной Европе.

53. Великие географические открытия конца XV—первой половины XVI вв.: причины и предпосылки.

54. Великие географические открытия второй половины XVI—первой половины XVII в. Последствия Великих географических открытий.

55. Начальный этап Реформации в Германии. Мартин Лютер, его учение и деятельность.

56. Народная реформация Т. Мюнцера.

57. Крестьянская война в Германии.

58. Реформация Жана Кальвина. Распространение кальвинизма в Западной Европе.

59. Контрреформация в Западной Европе.

60. Испания в правление Карла I.

61. Испания при Филиппе II. Международная политика Испании во второй половине XVI в. Особенности испанского абсолютизма.

62. Реформация в Англии.

63. Английский абсолютизм (XVI—нач. XVII в.).

64. Гугенотские войны во Франции.

65. Французский абсолютизм в первой половине XVI в.

66. Внутренняя и внешняя политика Генриха IV во Франции.

67. Высокое и позднее Возрождение в Италии.

68.Тридцатилетняя война: причины, периодизация, характеристика периодов, итоги.

Учебно-исследовательская деятельность студентов

Комплекс заданий для самостоятельной работы по дисциплине включает подготовку к семинарским занятиям, коллоквиумам, написание доклада, выступление на семинаре с докладом, обсуждение докладов однокурсников, составление терминологического словаря. Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра.

Оценка учебно-исследовательской активности студентов выражается в следующих баллах:

· учебно-научный доклад продолжительностью до 10 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском занятии – до 15 баллов в зависимости от качества выступления;

· индивидуальное устное сообщение продолжительностью 5–7 мин. по отдельной логически завершенной теме – до 10 баллов;

· участие в учебной дискуссии (устное рецензирование ответов сокурсников и др. формы фрагментарного участия на занятии) – до 5 баллов в зависимости от степени активности и качества участия в учебной дискуссии;

· развернутый логически завершенный ответ на вопрос при устном опросе – до5 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: