Функции искусства в обществе

Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.

Введение. Театр как вид искусства

Часть I. Мировой театр от истоков до конца XVIII века

История и эстетика театра

Л.М. Петрова

Лекции для студентов заочного и вечернего отделения

Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.

Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.

Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.

Осмысление, осознание окружающего мира происходит в разных формах:

в форме религии, в форме морали, в форме философии, в форме науки,

в форме права, в форме политики, а также и в форме искусства.

Искусство является образной моделью человеческой жизнедеятельности.

Ценность искусства состоит в возможности совершенствования человека.

Искусство является средством общения между людьми. Художественный образ составляет природу искусства; он и воздействует на чувства человека – слух и зрение, являющиеся основными в восприятии искусства.

Искусство выполняет просветительскую функцию. Искусство несёт в себе определённый род знаний о жизни и тем самым играет роль просветителя. Газетная информация подчас не даёт столько и таких знаний, как роман, спектакль или кинофильм. Как скудны были бы наши знания, если бы они ограничивались только сведениями из учебников или газет, например, о Великой Отечественной войне! Киноэпопея режиссера Ю. Озерова «Освобождение» несравненно больше рассказывает нам о трагедии века, чем информация из исторических документов. Таким образом, и просветительская функция искусства – это познание жизни посредством эмоционального переживания.

Искусство выполняет воспитательную функцию. Не следует понимать эту функцию упрощённо – как поучение, наставление, проповедь. Искусство вырабатывает в нас определённую систему нравственных ценностей. Воспитательная сила искусства состоит в том, что оно заставляет людей переживать. А пережить что-либо, – значит, приобщить это событие к своей личной жизни, сделать фактом своей биографии.

Искусство обладает способностью возбуждать чувство эстетического удовольствия, наслаждения от восприятия его произведений. Эта его способность и притягивает человека. Произведение искусства заключает в себе не только художественную информацию, вызывающую нашу эмоциональную реакцию, но также и информацию о творческом даре, о мастерстве человека, создавшего истинно художественное произведение. Более четырёхсот лет потрясает публику «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Великое искусство обретает право на бессмертие.





Подборка статей по вашей теме: