double arrow

Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля


Содержание греческой гимнастики и агонистики

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физиче­ское воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях.

Гимнастика состояла из палестрики, орхестрики и игр.

В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье (пентатлон), ко­торое включало: бег на одну стадию - стадиодром (около 200 м), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. В палестрику также входили: панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, фехтование, стрельба из лука и др.

В орхестрику входили различные ритуальные упражне­ния и танцы для развития пластики и грации, формирова­ния осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, выполняемых обычно под музыку.

Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми. Были игры с мячом (сфе-ристика), колесом, клюшкой, палкой, в кости, перетягива­ния, игры с преодолением сопротивления партнера, удер­живанием равновесия, качели и др.




С юных лет эллины познавали вкус победы в состязани­ях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной сис­темы соревнований, которую греки называли агонистикой.

Агонистика распадалась на гимнастические игры и со­стязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы, поэзия).

Соревнования — агоны — проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и приоб­рели общегреческий — панэллинский — статус.

Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Из гимнастических агонов большой популярностью пользовались Истмийские игры (в Дельфах) в честь бога морей Посейдона, Панафинейские игры (в Афинах) посвящались богине Афине Палладе. Однако из всех игр наибольшее значение имели Олимпийские игры, проводившиеся в честь главного бога - Зевса Олимпийско­го.

Олимпийские игры проводились в Олимпии, располо­женной в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр.

Происхождение Олимпийских и других игр Древней Греции определялось материальными условиями жизни об­щества, его политическим, культурным, военным развити­ем. Одна из главных причин возникновения игр — потреб­ность в воспитании воинов, демонстрация превосходства военной и аристократической знати в области военно-физи­ческой подготовки.



Первые известные истории Олимпийские игры отмече­ны 776 г. до н.э. Эта дата взята за основу потому, что уда­лось установить с этого времени первого и последующих победителей на играх. Некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже 28-е игры. По версии ученых, между Ифитом царем Элиды и Ликургом из Спарты был заключен договор об обязательном сохранении божествен­ного мира во время Олимпийских игр, продолжительность договора 27 Олимпиад. Договаривающиеся стороны объя­вили Олимпию священным местом, а месяц проведения

состязаний — обязательным периодом мира. На вопрос о том, почему из всех союзов городов выдвинулась именно Олимпия, можно дать в общих чертах следующий ответ.

1. Алтий был ритуальным местом избрания царей.

2. Святилище Геры считалось одним из древнейших мест, где совершались культовые ритуалы плодородия. Со­стязания по бегу на звание «девушки года», победительни­ца олицетворяла собой плодородие.

3. Олимпия была связана с культом предков, именно здесь, по преданиям, находились могилы Пелопса и Тарак-сиппа.



4. Это место связано с культом Зевса, наиболее автори­тетного греческого божества.

5. Олимпия была расположена в легкодоступном и за­щищенном месте.

6. Ввиду малочисленности жителей Пизы не грозила опасность, что в области отправления культовых обрядов они попытаются достичь политической гегемонии.

7. В эпоху расцвета игр Олимпия пользовалась под­держкой Спарты - одного из наиболее могущественных по­лисов.

В Олимпии к тому времени было построено пять ста­дионов. Два первых — древнего периода игр и ипподром для конных состязаний.

В 776 году до н.э. зафиксировано имя только одного по­бедителя - Короибоса, атлета из города-полиса Элиды, ко­торый выиграл состязания по бегу.

На Олимпийских играх древнего периода не могли уча­ствовать в состязаниях женщины, неполноправные гражда­не, варвары и те, против которых было возбуждено уголов­ное дело.

В преддверии проведения Игр прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф — две мины серебром (около 27 кг чистого серебра). Но страшней разорительного штрафа было проклятие, которое боги посылали на нарушителя олимпийского перемирия. Строгому наказанию подвергались и люди, оскорбившие путника, идущего на олимпийский праздник, их ждало от­лучение от Игр на две Олимпиады!

Выступать на Играх — это была большая честь и ответ­ственность. Каждый атлет должен был 10 месяцев гото­виться дома и еще месяц тренироваться в Олимпии. Да не как-нибудь, а очень упорно. За будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали элладоники - судьи и распорядители Игр. Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места соревнований были в надежном порядке. Элладоники награждали побе­дителей и налагали штрафы на провинившихся.

Программа Игр была интересной и разнообразной. На первых Олимпийских играх атлеты состязались только в беге на дистанции 192,27 м. Она называлась «стадий». От этого слова произошло и название «стадион». От столетия к столетию программа Игр пополнялась другими видами: прыжки в длину, метания, кулачный бой и борьба. Победи­тели награждались венком из оливковой ветви. Самым трудным и популярным было пятиборье-пентатлон.

Методы подготовки и стиль состязаний определялись особенностями тогдашнего военного искусства и мистифи­цированными представлениями о физических возможно­стях человека.

Состязания по бегу проходили не по круговой дорожке, а по прямой туда и обратно между местом старта и нахо­дящимся в конце дистанции алтарем.

Вначале вся программа соревнований укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того как Игры станови­лись все более важным делом в жизни Греции, соревнова­ния стали длиться пять дней. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву и приноси­ли жертвы.

Римская эпоха принесла Олимпийским играм многона­циональный характер, семь веков в Играх участвовали только греки, а затем в них получили право соревноваться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона и др.

Олимпийские игры проводились непрерывно 1170 лет. На эти соревнования спортсмены собирались 293 раза.

Признаки изменений в физической культуре в Афинах обнаружились уже в V в. до н.э. Именно тогда впервые ока­залось поколебимым господство главной классовой базы Олимпизма - аристократии и его системы требований.

Все большее число городов начали нанимать за деньги атлетов, чтобы поддерживать ореол прежней славы. На 98-й Олимпиаде (388 г. до н.э.) разразился скандал, связан­ный с подкупом спортсменов. Обнаружилось, что соперни­ки фессалийского кулачного бойца Евнола за различные денежные вознаграждения уступили ему дорогу к олим­пийскому венку. Позднее подкуп получил широкое распро­странение. В обиход вошло новое понятие для обозначения участников соревнований. Теперь их стали называть атле­тами (участвующие в состязаниях за вознаграждение). По­явление и распространение христианской религии, боров­шейся против языческой веры и проповедовавшей аске­тизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских празд­ников. В 394 году Римский император Феодосий первым издал эдикт о запрещении Олимпийских игр. Спортсоору-жения были разрушены, а землетрясение стерло Олимпию с лица Земли. Идея Игр была предана забвению на 1000 лет.

В Древней Греции происходит зарождение педагогиче­ской теории физического воспитания. В трудах древних фи­лософов и ученых — Платона, Аристотеля и др. — было высказано много ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - представитель афинской аристократии, философ-идеалист - обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской сис­темы воспитания со значительным расширением в ее рам­ках умственного образования. Большое внимание философ уделял воспитанию дошкольников, игры детей строились таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные пра­вила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребе­нок, который стремится к новому уже в играх, встав взрос­лым, не удовлетворится родительскими обычаями и зако­нами. В своем труде «Государство» он говорит: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнасти­кой военной».

Платон высказывал ценные мысли о последовательно­сти государственной системы воспитания, а также о том, что умственное и физическое воспитание даст положитель­ный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержан­ный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — крупнейший ученый-философ, ученик Платона и воспитатель Александра Маке­донского. Считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физиче­ское, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель, в от­личие от Платона, порицал спартанскую систему воспита­ния за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «ат­летическое» направление, что, по его мнению, мешало естественному развитию детей. Аристотель справедливо счи­тал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гим­настикой губит телесную силу, точно так же, как и недоста­точная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».







Сейчас читают про: