Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития

История физической культуры в Древнем Риме, достиг­шем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем исто­рии культуры.

Римский господствующий класс не чувствовал жизнен­ной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревно­ваниях, презирали. Это связано с рядом причин.

1. Физическая подготовка юношей до 16 - 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием «лу-дус», где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.

2. Для народных масс Римской империи основным раз­влечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.

3. Физические упражнения были средством удовлетво­рения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначав­шиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

Древний Рим подарил миру классическую систему во­енно-физической подготовки, которую перенимали во мно­гих армиях.

В римской армии существовала суровая высокооргани­зованная система тренировки легионеров. Физическая под­готовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров вклю­чались бег по местности с преодолением препятствий, раз­личные прыжки, в том числе и с подручными средствами, действия с холодным оружием и без него - рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубе­жей. Воины совершали марш-броски, продолжительные по­ходы в полном боевом снаряжении, учились возводить ук­репления, пользоваться осадными машинами и катапульта­ми, что требовало большой физической силы и выносливо­сти. Для обучения воинов применялись своеобразные тре­нажеры — штурмовые лестницы, чучела для фехтования, деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.

Физическая и духовная подготовка воинов были раз­дельными.

Каждому периоду истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физиче­ской культуры.

Царский период (VIII- VI вв. до н.э.).

Название этого периода обусловлено названием правя­щей верхушки в Древнем Риме, в этот период государством правили короли этрусков.

Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состя­зания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.

Спортивные игры были связаны с родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков, с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою. В состязания входили бег, гонки колесниц, фехтова­ние и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более «римский» характер.

По мере отмирания праздников, устраивавшихся сою­зом городов, стали устраиваться демонстрации военной силы. Постоянное место проведения конных скачек и со­стязаний колесниц в долине между Палантином и Авенти-ном получило название «цирк». Здесь проводились троян­ские игры, устраивались боевые пляски.

Период республики (VI-I вв. до н.э.).

Этот период получил свое название в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.

Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подго­товки.

Но тем не менее, граждане Рима не полностью предали забвению все формы физической культуры. Они занима­лись бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патри­циев, проводились игры с мячом.

Наряду с представлениями в цирках в III в. стали уст­раиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприноше­ния усопшим. Со временем превратились в одно из средств борьбы за власть. Поскольку в этот период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в этот период про­изошло восстание Спартака.

Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методы подготовки (владелец - мясник) и постоянная боязнь смер­ти не раз приводила гладиаторов к восстанию.

Императорский период (71 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

Название этого периода обусловила смена правления в Риме, теперь во главе государства встал император.

Физическая культура из средств военных баталий пре­вратилась в предмет «заботы» императорской власти и ста­ла носить репрезентативные функции.

Императоры строили громадные купальни, посреди ко­торых размещались площадки для посетителей, где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тя­жести, играть в мяч и настольные игры.

Император Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.

Для удовлетворения потребностей народа в развлечени­ях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развле­кательных представлений достигала 175 дней в году. Гро­мадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сираку­зах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиато­ров были оттеснены на задний план цирковыми представ­лениями и различными состязаниями.

Для того чтобы сделать народные зрелища разнообраз­ными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где уст­раивались затем всевозможные поединки на воде с участи­ем судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе ко­торых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

Римская знать, утратившая потребность в военно-физи­ческой подготовке в связи с наличием наемной армии, пре­давалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: