Физическая культура в Древнем мире теории возникновения физической культуры

Часть 1. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Вопрос о возникновении и развитии физической куль­туры на первом этапе человечества — один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обра­щались многие ученые.

Существует несколько позиций при обсуждении про­блемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX - начале XX в. немецкий философ Шил­лер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек разви­вался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению уче­ных, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории — К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры — «физичес­кие упражнения и игры имеют культовое и животнообраз-ное происхождение».

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его тео­рии в том, что физическая культура — это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Со­гласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора - объективный и субъектив­ный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательст­во) человек постоянно вынужден был развивать свои навы­ки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические ка­чества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно созна­ние человека, который придумывал упражнения для подго­товки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пы­тались доказать, что зачатки физического воспитания име­ются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением жи­вотных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пы­тавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошиба­лись, так как человек стал применять физические упражне­ния раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физи­ческой культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникно­вения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей перво­бытных людей в подготовке к тому или иному роду трудо­вой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным

физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать фи­зическими упражнениями, так как они применялись с це­лью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повто­рять наиболее важные охотничьи действия, образно выра­жаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование челове­ка, а с другой - на повышение его трудоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: