Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх

Появившись в царский период, «цирк» особо развился в период республики. Цирковые состязания колесниц, симво­лизировавшие круговое движение планет, обрели новое содержание: стали средствами развлечения знати и разо­рившихся, хлынувших в город народных масс, «античного пролетариата». А потому цель этих зрелищ теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воздействие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, а в том, чтобы завоевать расположение народа.

Цирковые представления стали более жестокими, по­скольку эстетические и этические запросы бездельничаю­щего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колес­ниц освистывали. Кумирами становились те профессиона­лы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать сим­патии капризной публики.

Бои гладиаторов времен республики были намного жес­тче, чем во времена империи. Большинство гладиаторов выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные преступники и т.д.

Пополнение гладиаторов обеспечивалось благодаря трем видам наказаний.

1. Осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли против опытного гладиатора. Естественно, что победителем в этих поединках всегда выходил гладиатор, искусный фехтовальщик, опытный, владеющий приемами нападения и защиты боец.

2. Осужденного бросали к диким зверям. В этом случае осужденным давали примитивное оружие, чтобы поединок мог протянуться подольше.

3. Согласно приговору, осужденный зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязатель­ную смерть. После определенного количества боев гладиа­тор освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и если он был рабом, он получал свободу.

Почему же популярность поединков гладиаторов вы­теснила в период республики театральные и цирковые представления? Поединки оказывали огромное психологи­ческое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью чужой пролитой крови они мо­гут покончить с губительной властью покойных. Поединок должен был означать, что народ также привлекается к оп­равданию публичного правосудия над осужденными и мо­шенниками. Захватывающие поединки полностью удовле­творяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах, а также приучали юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человече­ским страданиям.

Судя по описаниям, в императорский период хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы пользова­лись огромной популярностью. Зрители одаривали любим­цев дорогими подарками. Сам император не раз дарил до­рогой кубок, наполненный золотыми монетами отличив­шимся. А император Нерон подарил одному из победите­лей дворец и землю.

В грубых и неотесанных гладиаторах женщины видели воплощение мужественности. Художники прославляли их, изображали на мозаиках, керамических плитах и вазах. Славе гладиаторов завидовали даже амазонки и в погоне за известностью, к немалому удовлетворению зрителей, уча­ствовали в поединках в смешанных парах вместе.

Иная участь была у побежденных. Служители амфите­атра подбегали к поверженным, постукивали их молотками по лбу, и не найдя в них ни малейших признаков жизни, крючками выволакивали с арены, затем наспех переворачи­вали окровавленный песок, посыпали арену свежим, и под приветственные крики толпы на арену выходила новая пара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: