Прорыв в образовании
Европейский тип брачности
Что такое Возрождение?
Возрождение, или Ренессанс, — это период с середины XV (а в искусстве с начала XIV) по середину XVII века, когда в Западной Европе происходит восстановление духа и технического уровня Античности. Оправившись от кризиса XIV века, население Европы начинает достаточно устойчиво, хотя и весьма неравномерно возрастать. Наблюдались и периоды снижения численности населения отдельных стран: Англии, в период войны Роз, Испании и Португалии, в связи с оттоком в колонии, Германии, в период Тридцатилетней войны. В целом же за двести лет, с середины XV по середину XVII века, оно выросло почти в два раза и достигло 100 миллионов человек.
В этот период, в третьем сословии, особенно в торгово-купеческих кругах, происходит возрождение духа и структуры большой патриархальной семьи, состоящей из двух-трех поколений из 8—15 членов. Патриархальная (большая) семья опять становится основной производственной и распределительной ячейкой общества. Параллельно начинается становление так называемого европейского типа брачности.
Его характерными чертами являются:
* относительно более поздний возраст вступления в брак — для мужчин в 28—39 лет, для женщин — в 21—29 лет, что объясняется потребностью сначала создать “материальную базу”;
* относительно большая доля лиц, никогда не вступавших в брак к 50 годам, — для мужчин 9—15%, для женщин — 11—18%;
* меньшее количество детей (в среднем 5—7), рождаемых с большими интервалами (2—4 года) за весь репродуктивный период, что объясняется существенным снижением детской и младенческой смертности у обеспеченных слоев населения.
С изобретением техники книгопечатания существенный импульс в развитии получает образование. Если в средние века один, пускай даже весьма талантливый, учитель мог в течение своей активной педагогической практики обучить всего несколько десятков учеников, из которых не более пяти, в свою очередь, могли стать учителями. То с появлением печатных книг и учебников даже весьма посредственный учитель стал способен обучить сотни учеников, из которых десятки могли сами вскоре стать учителями. Количество грамотных людей в третьем сословии существенно возрастает.
Потребность в грамоте и знаниях, необходимых для успешной деятельности в усложняющемся мире, привела к созданию, параллельно с церковными, светских школ: муниципальных, торговых, ремесленных.
В средние века католическая церковь сыграла очень важную консолидирующую роль. Но постепенно церковь как социальный институт начинает переживать явный упадок, особенно усилившийся после бесславного окончания Крестовых походов. Кардинальские мантии и даже Престол Святого Петра становятся предметом политического, а иногда и финансового торга. Кардиналами и Папами все чаще становятся внебрачные дети герцогов и королей, зачастую обладавшие весьма порочными наклонностями. Так, один из Пап даже организовал бордель в Латеранском дворце в Риме, а многие высшие церковные иерархи увлекаются астрологией, магией и сатанизмом. О таких “мелочах”, как невежество, чревоугодие и пьянство, можно даже и не упоминать. Моральное разложение церковной верхушки быстро распространилось на всю церковь. И к XV веку торговля церковными должностями (симония), устройство родственников и внебрачных детей на “хлебные” церковные посты (непотизм), длительные отлучки священников из своих приходов (абсентизм) стали обычным делом. Еще в начале XIV века Папа Иоанн XXII, возможно скептик и атеист, в целях пополнения церковной казны придумал продавать отпущение грехов в виде специальных грамот — индульгенций. Через несколько десятилетий за деньги можно было купить не только полное отпущение прошлых грехов, но даже и будущих!
А тем временем экономические и социально-политические условия в Западной Европе существенно изменились. Начали формироваться территориальные, национальные государства — Голландия, Англия, Франция, Швеция, Германия. Консолидация происходила вокруг королевской власти, как правило опиравшейся на римское право (легистов) и финансовую поддержку третьего сословия (налоги), с помощью которой вербовалась профессиональная наемная армия, при необходимости использующаяся против наиболее строптивых феодалов. Вмешательство Папы, как правило отстаивающего интересы испанского короля и императора Священной Римской империи, во внутренние дела становилось все менее желательным.
Возросло число грамотных, образованных людей, не желавших более повторять непонятные (латинские) тексты, а желавших молиться и читать Священное Писание на родном языке. Купцы и ремесленники в своих делах хотели поступать согласно выгоде и коммерческому расчету, а не согласно учению ангельского доктора Фомы Аквинского о “справедливой цене”.
Крестьяне все более тяготились десятиной и другими церковными повинностями, ведь церковь ко всему была еще и крупнейшим землевладельцем, коллективным феодалом Европы. В общем недовольство римской церковью во всех слоях общества росло и (ввиду нежелания самих церковных иерархов проводить какие-либо реформы) взрыв становился все более неизбежным.
Первым выступил Мартин Лютер — преподаватель теологии Виттенбергского университета. В 1517 году он прибил к воротам одной из германских церквей свиток с 95 критическими тезисами в адрес теории и практики римской церкви, прежде всего — против индульгенций, симонии, непотии, абсентизма, принципа непогрешимости Папы, недоступности понимания латинской Библии. Лютер осуществил перевод Библии на немецкий язык (что, кстати, стало началом формирования немецкого литературного языка), и при этом он пользовался не только латинским текстом — Вульгатой, которая сама является переводом с древнегреческого, но и самим древнегреческим текстом, а в части Ветхого Завета — текстом Торы, поскольку знал древнееврейский язык и был знаком с несколькими авторитетными ребе.
В результате проделанной Лютером работы появилась модификация христианства, в которой роль священников и самой церкви существенно снижена с позиции “пастыря-заступника-посредника между богом и людьми” до уровня “учителя-проводника, без которого в крайнем случае можно и обойтись”, а обязанностью каждого христианина является самостоятельное постижение божьей воли с помощью чтения книг и молитв. Любой труд, по Лютеру, угоден богу, а мерилом божьего благоволения является успех в земной жизни.
Естественно, Лютер был отлучен от церкви, а его учение предано анафеме. Некоторое время ему пришлось скрываться, но в 1525 году Саксония и Пруссия во главе со своими герцогами принимают “лютеранство”, которое после продолжительной борьбы утверждается в северных и восточных германских землях, а также в Скандинавии.
У Лютера было несколько видных последователей, например цюрихский священник Цвингли, который в 1523 опубликовал 67 тезисов. Его учение распространилось в южной Германии и Швейцарии. Но наиболее радикальным из них стал Жан Кальвин, опубликовавший в 1536 году “Наставления в христианской вере” и организовавший в 1541 году женевскую церковь, в которой были выборные пасторы, для чтения проповедей, выборные доктора, для разработки доктрины, и выборные старосты, для поддержания порядка и организации верующих.
Экономическая часть доктрины кальвинистов состоит в том, что нет свободы воли, а есть божье предопределение. Все уже решено: кто будет спасен, а кому гореть в геенне огненной, и изменить ничего нельзя. Но можно почувствовать себя спасенным, ибо критерием избранности, как и у лютеран, служит мирской успех, благополучие. Для того чтобы постичь божью волю, надо отказаться от роскоши, излишеств (кальвинисты сначала носили только черную одежду), усердно трудиться, развивая тот талант (способности), который бог даровал каждому. И если удастся достичь успеха в делах и уважения окружающих — значит, ты принадлежишь к кругу избранных созданий божьих. Вот почему в странах, традиционно исповедующих протестантизм (общее название кальвинистов, лютеран и англиканцев), люди так остро переживают любую жизненную неудачу, начиная с болезни и заканчивая безработицей, и так стремятся к достижению очевидного окружающим успеха, но лишь способами, не вызывающими у них осуждения.
Кальвинизм укоренился в Швейцарии, что стало одной из причин ее устойчивого экономического развития, и широко распространился по Франции, особенно в среде служилого дворянства, торговцев, ремесленников. Здесь он встретил мощное сопротивление со стороны римской католической церкви, нашедшей поддержку при дворе и у крупных феодалов, а также нижнего слоя крестьян. Около тридцати лет с переменным успехом шли религиозные войны во Франции. Одним из наиболее мрачных эпизодов стала резня гугенотов (французское наименование кальвинистов), устроенная католиками в ночь святого Варфоломея. Окончились войны с опубликованием Генрихом IV “Нантского эдикта”, даровавшего свободу вероисповедания. Но через двадцать лет после гибели Генриха гугеноты были окончательно изгнаны из Франции. Часть из них переселилась в Голландию, часть отправилась в Северную Америку, где организовала колонии, живущие по библейским законам. Лишившись с изгнанием гугенотов экономического цвета нации, Франция стала все сильнее отставать в экономическом развитии от Голландии и Англии, которых она превосходила по численности населения и территории, одну в 10, а другую в 4 раза.
Курьезные обстоятельства предшествовали выходу Англии из лона римской церкви. В 1529 году король Генрих VIII объявляет о своем желании развестись с женой, ставленницей испанского короля, и жениться на Анне Болейн. Развод по церковным законам того времени может осуществить только Папа римский. Но он отказывает королю Англии по настоянию короля Испании.
Тогда Генрих объявляет себя главой христианской церкви в Англии, осуществляет развод и в 1533 году женится на Анне. Папа отлучает Генриха от церкви. В 1534 году парламент принимает акт о разрыве связей с Римом. Вводится присяга духовенства на верность королю как главе церкви. Отказавшиеся от присяги церковнослужители как “агенты влияния” ненавистного Рима высылаются из страны. их земли конфискованы в казну, многие монастыри распущены, а их имущество продано с молотка. Разрабатывается новая модификация христианства, занимающая промежуточное положение между католицизмом и лютеранством. В 1536 году на севере страны вспыхивает восстание против Реформации. Генрих велит казнить Анну Болейн. Пройдет еще более 20 лет, прежде чем в царствование дочери Анны и Генриха Елизаветы Великой — одной из самых блистательных английских правителей — в Англии окончательно утвердится умеренный протестантизм, ставший одной из основ будущего английского величия.
Удар, нанесенный Реформацией римской церкви, заставил ее высших иерархов наконец-то заняться наведением порядка “в своем доме”. Контрреформация развивалась по нескольким основным направлениям.
Во-первых, был воссоздан мощный репрессивный аппарат на службе церкви. Его роль перешла от одряхлевших доминиканцев к созданному в 1534 году ордену иезуитов. Прежде всего репрессии обрушились на головы нерадивых католических священников. Публичные процессы и массовые казни (путем сожжения), ужесточение монастырских уставов и правил поведения священнослужителей, тайные убийства (преимущественно с помощью яда) — вот методы, которыми очищались собственные ряды. Затем карательная машина обрушилась на иноверцев и инакомыслящих. Здесь садисты в сутанах уже совсем не церемонились. Пытки в подвалах инквизиции, с целью добиться признания самых вздорных обвинений вплоть до половых сношений с дьяволом, стали обычной юридической практикой.
Во-вторых, часть церковных богатств была направлена на социальные нужды: обустройство новых монастырей, основание учебных заведений, в том числе для самих священнослужителей, распространение духовной литературы.
В-третьих, для привлечения верующих церковный ритуал был усилен роскошными интерьерами, живописью, музыкой. Именно в это время в Европе сформировался стиль барокко.
Ну, и конечно, пришлось отказаться от наиболее дискредитирующих церковь практик, прежде всего от продажи индульгенций, а также пойти на ряд политических уступок, особенно во Франции, которая стала оспаривать у Испании роль центра католического мира.
К середине XVII века католики вновь овладели Францией, Польшей, Баварией, Австрией, оставив протестантам лишь Англию, Скандинавию, Северные Германию и Америку.