double arrow

Ремесленный цех


Экономические причины крестовых походов

Торговый баланс с Азией в средние века был отрицательным, что приводило к постоянному оттоку золота и серебра, которых, особенно золота, в Европе и без того было относительно мало. Необходимость же постоянного получения из Азии и Китая пряностей, соли, специй создавала угрозу попасть в экономическую зависимость от этого региона, где господствующей религией был ислам.

Улучшение условий жизни в Европе привело к относительному (крестьянскому) и абсолютному (дворянскому) перенаселению. Избыток рыцарей особенно усилился с укоренением так называемого майоратного права, по которому наследственные земли нельзя было дробить между всеми сыновьями, а следовало отдать старшему сыну. Младшие дети землевладельцев, являясь “благородными” по происхождению, оказались лишены средств к существованию, что привело к усилению разбоев на дорогах.

Именно стремление установить контроль за основными торговыми путями — “Великим шелковым” и северным морским “Из варяг в греки”, а попутно решить проблему перенаселения привело католическую церковь к идее организовать походы сначала в Палестину, а затем против славян и монголов. И Папу не смутил тот факт, что мусульмане в это время владели Испанией, а славяне уже давно приняли христианство.




Для защиты своих интересов ремесленники в самом конце “темных” веков начинают объединяться в цеха, которые сыграют важную, прогрессивную роль в сохранении технологий, да и самого ремесленного сословия.

Цех выполняет ряд важных функций:

* организация сопротивления феодалам — светским и духовным:

* защита от конкуренции — внешней и внутренней;

* организация кооперации — потребительской и сбытовой;

* организация взаимопомощи — трудовой и денежной;

* сохранение и передача по наследству технологий и производственного имущества;

* охрана и защита собственности.

Членом цеха являлся только мастер. Секреты мастерства передавались по наследству — сыновьям, зятьям, ученикам. Цеха жестко регламентировали не только технологию и объем производства, сбыт и снабжение, но и внутренний распорядок работ, отношения между мастерами, учениками и подмастерьями. Период ученичества также регламентировался. Его срок по мере развития ремесел и закостенения цеховой структуры возрастал с 5—6 лет до 10—15 лет. Для получения звания мастера требовалось не только пройти все ступени ученичества, создать “шедевр”, сделать большой взнос в цеховую казну, но и устроить пир для мастеров. Затем к условиям вступления добавилось “законное” происхождение, доказать которое было отнюдь не просто. Так появляется категория “вечных” подмастерьев, которые иногда создают свои “малые” цеха.

Во время войны цех выступал как отдельный отряд. Он также имел свои места в церкви, часовни, казну.

Но уже с XIV века цеховой уклад начинает играть тормозящую роль в дальнейшем развитии ремесла и превращении его в мануфактурное производство. Последнее успешнее развивается там, где цеховая регламентация была не столь жесткой.







Сейчас читают про: