double arrow

Строительство в Польше общества “развитого социализма”

В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д.

В 1956-1957 г. были предприняты шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась или была распущена. Доминирующей формой хозяйствования в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же в аграрном секторе господствовали единоличные крестьянские хозяйства. Не отказываясь от производственной кооперации как стратегической цели аграрной политики, упор был сделан на развитие простых форм кооперации.

Был освобожден находившийся в изоляции в одном из монастырей глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных пунктах.

По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, потому что кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП.

Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, были урегулированы вопросы польской задолженности Советскому Союзу и поставок польского угля в СССР, определен статус Северной группы войск Советской Армии в Польше.

Некоторое улучшение материального положения населения вследствие произошедшего после 1956 г. сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность и увеличения производства в сельском хозяйстве, определенная либерализация в политической и культурной жизни, осуждение репрессий и реабилитация их жертв привели к временному ослаблению социальной напряженности в обществе. Но глубинные причины кризиса, крывшиеся в самой природе командно-распределительной системы, сохранялись. Суть системы, присущие ей механизмы осуществления власти и управления обществом остались неизменными.

Первые симптомы отхода от послеоктябрьского курса на реформы проявились уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е гг. вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В то время, когда развитые страны делали ставку на широкое использование достижений научно-технической революции, качественную структурную перестройку экономики, в Польше, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, продолжался курс на экстенсивное развитие, прежде всего материало- и капиталоемких производств с большой долей ручного труда, экологически вредных, но зато обеспечивающих всеобщую занятость и определенный уровень социальной защищенности. Вновь обострились отношения с католической церковью, интеллигенцию тяготил безраздельный патронат государства в сфере образования и культуры.

В марте 1968 г. польские университетские центы стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры и образования. Студентов поддержала творческая интеллигенция и часть профессуры. Особенно активную роль в студенческих выступлениях сыграли выходцы из кругов политической элиты первой половины 50-х гг. Я.Куронь, А.Михник, К.Модзелевский и др., ставшие впоследствии видными деятелями оппозиции. Для разгона студенческих митингов были использованы милиция и рабочие. Наиболее активные участники выступлений были исключены из высших учебных заведений, некоторые арестованы и осуждены.

Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало недовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие предприятий Гданьска, Гдыни, Щецина, Эльблонга. Против вышедших на улицы рабочих были брошены милиция и воинские части. В столкновения погибли 44 человека, 1164 получили ранения. Забастовки, но без трагических последствий, охватили предприятия и в других районах Польши. Они кончились только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен.

Реакцией на трагические события на Побережье явились кадровые изменения в партийном и государственном руководстве. Был смещен с поста первый секретарь ЦК ПОРП В.Гомулка, на этот ключевой пост был избран Э.Герек, пользовавшийся поддержкой советского руководства. Подали в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, возглавлявший правительство с небольшими перерывами с 1947 г., и председатель Госсовета М.Спыхальский. Новым премьером сейм назначил П.Ярошевича, председателем Госсовета стал известный историк и политический деятель Х.Яблоньский.

Анализ причин общественно-политического и экономического кризиса и декабрьского протеста рабочего класса привел новое партийное руководство почти к тем же выводам, что и после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особый акцент был сделан на непонимании прежними лидерами значения научно-технической революции.

В качестве первоочередной задачи была названа экономическая реформа. Однако очень скоро стало заметно нежелание проводить в народном хозяйстве какие-либо системные изменения. Та же судьба постигла и планы преобразований в сфере функционирования государственной власти в соответствии с весьма туманной формулой: партия руководит, а правительство управляет.

Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. В 1971-1972 гг. были задействованы также внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Была существенно повышена заработная плата трудящихся. Все это обеспечило небывало высокое для Польши повышение реальных доходов при незначительном росте производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства “развитого социалистического общества”.

Однако в середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта в капиталистические страны. Для покрытия долгов стали широко использовать краткосрочные займы, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 70-х гг. около 20 млрд. долларов. Все более ощутимыми становились трудности с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций.

Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство решило в июне 1976 г. резко повысить цены на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Попытка проведения этого решения в жизнь натолкнулась на решительное сопротивление рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плоцке и на тракторном заводе “Урсус” под Варшавой рабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделения милиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивыми газами. Наиболее активные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: