double arrow

Эпоха Куликовской битвы (конец 14 - начало 15)


1. Взаимоотношение Москвы и Литвы

К концу 14 века Москве стала противостоять Литва, она включила в свой состав Западную и Юго-Западную Русь.

Язык Литвы – западный вариант русского языка. Основа литовского законодательства – «Русская правда».

В 1371 году великим князем стал Михаил тверской, сторонник Литвы, но владимирцы не пустили его в город, а поддержали Дмитрия Ивановича (будущего Донского). После московско-тверских войн Дмитрий Иванович получил ярлык.

В 1385 году Литва, объединившись с Польшей в Польско-Литовскую унию, провозгласила государственной религией католичество, тем самым подорвала свой авторитет в глазах православного населения Руси

2. Взаимоотношения с Золотой Ордой

На реке Воже в 1378 московское войско победило ордынское.

8 сентября 1380 года состоялась Куликовская битва, в ходе которой победило московское войско.

В 1382 году хан Тахтамыш снова напал на Русь, сжег Москву, и Дмитрий Донской снова начал платить дань. Василий I (1389-1425) присоединил к Москве Нижегородское княжество, ряд владений Новгорода, Муромского, Тарусского княжеств и другие земли.

3) Феодальная война в Московском княжестве (вторая четверть 15 века)




С одной стороны – Василий II Темный, с другой стороны – Юрий Галицкий, Василий Юрьевич Косой и Дмитрий Юрьевич Шемяка.

В 1447 году Василий II Темный победил при поддержке москвичей

4) Завершение объединения русских земель (вт. пол.15 - начало 16 века)

1462-1505 - Иван Васильевич ( Иван III)

-ликвидация остатков феодальной раздробленности и расширение территории государства: захват Ярославского, Тверского, Ростовского и Новгородского княжеств.

1471 - битва на реке Шелони, в которой победили промосковские новгордцы, а они воевали с пролитовскими. Окончательно Новгород был присоединен в 1478 году после похода Ивана III

1485- была присоединена Тверь, Иван III стал называться Государем Великим Князем Всея Руси.

Границы Руси были расширены в конце 15-начале 16 века: присоединены Пермская и Вятская земли.

Василий III присоединил окончательно Псков и Рязань, а после войн с Литвой, Иван III и Василий III вернули часть южнорусских земель

-ликвидация Ордынского Ига

1480-стояие на реке Угре, после которого иго было окончательно свергнуто

-издание судебника в 1497 году, который усилил центральную власть, ввел общегосударственные ведомства и закрепил в 57 статье правило Юрьева дня

В этот же период появилась концепция «Москва - третий Рим»

Москва - третий Рим - политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. — т. Р.», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»). Начав складываться в середине 15 в., теория «М. — т. Р.» была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу. Теория «М. — т. Р.» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р.» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р.» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.









Сейчас читают про: